Отдел образования Администрации Шолоховского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Базковская средняя общеобразовательная школа»
(МБОУ Базковская СОШ»)
Принята
на заседании педагогического совета
МБОУ «Базковская СОШ» протокол
от 30.08.2021 г. No 1
Романова
Светлана
Ивановна
Утверждена
приказом от 31.08.2021 г. No196
Директор __________ /С. И. Романова/
Digitally signed by Романова
Светлана Ивановна
DN: cn=Романова Светлана
Ивановна, c=RU, o=МБОУ
"Базковская СОШ",
email=bazkiosh@yandex.ru
Date: 2021.09.28 16:03:04 +03'00'
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ст-ца Базковская
2021
Структура программы
Наименование
Введение
I. Пояснительная записка
1. Концептуальная основа дополнительного образования
школы.
2. Актуальность образовательной программы дополнительного
образования школы.
3. Цели и задачи программы.
4. Функции дополнительного образования.
5. Основные методы реализации программы.
6. Основные результаты реализации программ дополнительного
образования.
7. Условия реализации программы.
II. Программное содержание.
1. Содержание дополнительного образования школы.
2. Виды деятельности, традиционно существующие в школе.
III. Материально-техническое обеспечение.
IV. Ожидаемые результаты
V. Учебный план дополнительного образования МБОУ
«Базковская СОШ» на 2021-2022 учебный год
Страница
стр. 2
стр. 3
стр. 8
стр. 11
стр. 15
стр. 16
Введение
В Концепции модернизации Российского образования детей подчеркивается
важность взаимодействия образования и культуры, школы и учреждений
дополнительного образования. В школе создаѐтся такая модель образования, в
основе которой заложена интеграция основного и дополнительного образования.
При этом последнее становится равноправным компонентом единого
образовательного пространства, которое ориентировано на создание условий для
развития творческих способностей, одаренности учащихся в различных
предметно-тематических областях.
Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания,
развития личности и обучения посредством реализации дополнительных
образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и
информационно-образовательной деятельности за пределами основных
образовательных программ.
Дополнительное образование позволяет создавать условия для оптимального
развития личности и наиболее полного удовлетворения образовательных
потребностей детей и их родителей, что особенно важно, поскольку не все дети
обладают способностями к академическому учению. Также, выход на другие
сферы деятельности положительно сказывается на результатах общего
образования.
Дополнительное
образование
детей
создано
в
целях
реализации
процесса становления личности, разностороннего развития личности в
разнообразных развивающих средах. Дополнительное образование детей является
равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования,
удовлетворяющим потребности детей в самообразовании.
I.
Пояснительная записка
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" существует отдельный вид
образования – дополнительное. Оно направлено на формирование и развитие
творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных
потребностей
в
интеллектуальном,
нравственном
и
физическом
совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа
жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.
1. Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих
деятельность дополнительного образования в МБОУ «Базковская СОШ»
Федеральный закон РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12. 2012 г.
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до
2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации
от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования"
на 2013 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской
Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295.
Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы,
утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая
2015 г. № 497.
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №
1726-р.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29
мая 2015 г. № 996-р.
Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых
талантов.
Стратегическая инициатива "Новая модель системы дополнительного
образования", одобренная Президентом Российской Федерации 27 мая 2015 г.
Протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской
Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 24 августа
2016 г. № 2.
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»,
утвержденный Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября
2016 г. № 11).
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816"Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ" (Зарегистрировано в Минюсте России
18.09.2017 N 48226)
Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в
обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей,
проявивших выдающиеся способности.
Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания,
развития личности и обучения посредством реализации дополнительных
образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и
информационно-образовательной деятельности за пределами основных
образовательных программ в интересах человека, государства.
Основное предназначение дополнительного образования - удовлетворение
многообразных потребностей детей в познании и общении, которые далеко
не всегда могут быть реализованы в рамках предметного обучения в школе.
Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая
составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном
российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного
внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование,
органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.
Основу современного дополнительного образования детей, и это существенно
отличает его от традиционной внешкольной работы, составляет масштабный
образовательный блок. Здесь обучение детей осуществляется на основе
образовательных программ, разработанных, как правило, самими педагогами.
"Изюминка" дополнительного образования состоит в том, что все его программы
предлагаются детям по выбору, в соответствии с их интересами, природными
склонностями и способностями.
Используя разнообразные культурно-досуговые программы, педагоги обучают
детей и подростков интересно и содержательно проводить свой досуг.
Участие школьников в творческих коллективах по интересам позволяет каждому
ребенку реализовать себя в иных, не учебных сферах деятельности,
где-то непременно добиться успеха и на этой основе повысить собственную
самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость
обучающихся во внеурочное время способствует укреплению самодисциплины,
самоорганизованности, умению планировать свое время. Большое количество
детских коллективов, не связанных напрямую с учебной деятельностью, создает
благоприятную
возможность
для
расширения
поля
межличностного
взаимодействия обучающихся разного возраста и сплочения на этой основе
узнавших друг друга детей в единый школьный коллектив. А массовое участие
детей в регулярно проводимых в школе праздниках, конкурсно-игровых
программах, спортивных состязаниях приобщает их к процессу появления
школьных традиций, формированию корпоративного духа «своей» школы,
чувства гордости за нее.
Нужно отметить ещѐ одну уникальную особенность дополнительного
образования - дать растущему человеку возможность проявить себя, пережить
ситуацию успеха. Поскольку в системе дополнительного образования палитра
выбора детьми сферы приложения интересов чрезвычайно широка, практически
каждый обучающийся может найти себя и достигнуть определенного успеха в том
или ином виде деятельности. Этот момент чрезвычайно важен для любого
ребенка, а особенно для детей, неуверенных в себе, страдающих теми или иными
комплексами, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин.
Цели и задачи дополнительного образования.
Основная цель дополнительного образования – развитие мотиваций личности к
познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и
внеурочной деятельности в интересах личности.
Задачи дополнительного образования:
1. Сформировать систему дополнительного образования в школе, способную
дать возможность каждому ребенку выбрать себе занятие по душе, позволяющую
создать условия для полной занятости обучающихся.
2. Охватить максимальное количество обучающихся дополнительным
образованием.
3. Сформировать условия для успешности обучающихся.
4. Организовать социально-значимый досуг.
5. Разработать и реализовать дополнительные образовательные, культурнодосуговые программы, максимально удовлетворяющие запросам обучающихся.
6. Привить обучающимся навыки проектной и исследовательской деятельности.
7. Способствовать интеллектуальному, творческому, физическому развитию
детей и подростков.
8. Предупредить асоциальное поведение обучающихся; обеспечить внеурочную
занятость подростков «группы риска».
9. Повысить творческий потенциал педагогических кадров; обеспечить
использование инновационных педагогических идей, образовательных моделей,
технологий; создать методическую копилку дополнительного образования в
школе.
С учѐтом возрастных, психологических особенностей обучающихся на каждом
этапе обучения меняются задачи дополнительного образования:
I. Уровень начального общего образования.
Расширение познавательных возможностей детей, диагностика уровня их общих
и специальных способностей, создание условий для последующего выбора
дополнительного образования, т. е. своеобразная «проба сил».
II. Уровень основного общего образования.
Формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие
творческих способностей личности в избранной области деятельности.
III. Уровень среднего общего образования.
Достижение повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области,
создание
условий
для
самореализации,
самоопределения
личности,
еѐ профориентации.
Актуальность образовательной программы
дополнительного образования школы
В условиях динамических изменений современной жизни и стремительного
обновления знаний возникла необходимость создания гибкой и динамичной
системы всеобщего образования, основанной на интеграции общего (школьного)
и дополнительного образования. Являясь широким и благодатным фоном для
освоения общего образования, дополнительное образование позволяет создавать
условия для оптимального развития личности и наиболее полного удовлетворения
образовательных потребностей детей и их родителей. Поскольку не все дети
обладают способностями к академическому учению, реализация способностей
школьников в других сферах деятельности положительно сказывается на
результатах общего образования.
Система дополнительного образования, включающая в себя все разнообразие
направлений, обеспечивающих интересы детей всех возрастов, предоставляет
большие возможности для сохранения и изучения педагогических традиций и,
одновременно, позволяет внедрять самые современные методы обучения,
развития и воспитания, основанные на гуманистических ценностях педагогики
сотрудничества. Именно в системе дополнительного образования стал
возможным действительно индивидуальный подход к ребенку, свободный от
жесткой оценки и регламентации.
Многочисленные кружки, спортивные секции, проектная деятельность
воспитывают людей, характер которых формируется под воздействием
свободного творческого процесса.
Система дополнительного образования МБОУ «Базковская СОШ» обеспечивает
мотивацию обучающихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в
различных видах деятельности. Она направлена на создание условий для развития
личности каждого школьника, формирование и укрепление общешкольных
традиций.
В школе реализуются программы дополнительного образования детей по
следующим
направленностям:
художественно-эстетической;
экологобиологической,
социально-педагогической,
физкультурно-спортивной,
естественнонаучной и через формы: занятия кружков, детскую общественную
организацию «Улыбка»», отряд волонтеров «Доброволец», спортивные секции,
Клуб веселых и находчивых и другие.
Активное участие школьников во внеурочной деятельности способствует
углублению и расширению их знаний, развитию интеллекта, физических
возможностей, способствует их жизненному самоопределению.
Задача школы - готовить личность, способную работать в нынешних рыночных
условиях. Сельская жизнь имеет благодатные возможности для этого, если не
упустить главного - возможность общения с природой и практическое
применение знаний в ее использовании.
Детское самоуправление организовано через детское общественное объединение
«Улыбка», которое объединяет обучающихся 5-11 классов.
Основная цель ученического самоуправления - подготовка воспитанников к
участию в общественном самоуправлении. Это помогает нам сделать процесс
воспитания в школе поистине демократическим, открытым, гуманистическим.
Детское общественное объединение - это целый мир общения, споров,
переживаний и откровений, совместного накопления нравственного опыта, это
центр организованного общения школьников. Деятельность детского
объединения осуществляется через работу клубов: «КВН», «Волонтѐр», через
реализацию муниципальных и региональных конкурсов, реализацию социально
значимых проектов.
Участвуя в реализации проектов, школьники не только закрепляют на практике
знания и умения, полученные на занятиях по общеобразовательным предметам,
но и на конкретном деле приобщаются к решению проблем реальной жизни
поселения, приобретают готовность к будущему созидательному труду.
Цели и задачи программы
Цель программы:
создание оптимальных педагогических условий для
всестороннего удовлетворения потребностей обучающихся и развития их
индивидуальных склонностей и способностей, мотивации личности к познанию
и творчеству.
Задачи:
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового
воспитания учащихся;
- выявление и развитие творческого потенциала одаренных детей;
- профессиональная ориентация учащихся;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития,
укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда
учащихся;
- подготовка спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии
с федеральными стандартами спортивной подготовки;
- адаптация детей к жизни в обществе;
- формирование общей культуры учащихся;
- организация содержательного досуга учащихся;
- удовлетворение потребности детей в художественно-эстетическом и
интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом.
Основные методы реализации программы.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение,
показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую
информацию;
репродуктивный - обучающиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;
частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом;
эвристический - проблема формируется детьми, ими же предлагаются способы
еѐ решения;
исследовательский - самостоятельная творческая работа обучающихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
учащихся на занятиях:
фронтальный - одновременная работа со всеми обучающимися;
индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных
форм работы;
групповой - организация работы в группах;
индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Условия реализации программы
Для функционирования кружков, спортивных секций оборудованы следующие
кабинеты:
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
Наименование кружка или объединения
Спортивная секция «Баскетбол»
Спортивная секция «Футбол»
Спортивная секция «Волейбол»
Спортивная секция «Тег-регби»
Кружок «Основы видеомонтажа»
Кружок «Компьютерная графика»
Кружок «Основы проектной деятельности»
Кружок «Создаю проект»
Кружок «Мои первые проекты»
Кружок «Родные просторы»
Кружок «История донского казачества»
Кружок «Казачий колорит»
Хоровой кружок
Танцевальный кружок «Школьная страна»
Танцевальный кружок «Радуга»
Кружок «Эколята»
Кружок «Размышляем, играем, творим»
Кружок «Интеллектика»
Кружок «В стране Знаек»
Кружок «Юный инспектор движения»
Кружок «Мы вместе» (для детей с ОВЗ)
Кружок «Волонтер»
Кружок «Наша прекрасная планета»
Кружок «Моя планета земля»
Кружок «Юный эколог»
Кабинет
Спортзал
Спортзал
Спортзал
Спортзал
202
203
103
102
107
215
106
104
Актовый зал
Тренажерный зал
Тренажерный зал
Экологический музей
207
105
101
Кабинет технологии
Сенсорная комната
211
200
201
205
II. Программное содержание.
Программа «Дополнительное образование» включает в себя целый спектр
разнообразных направлений:
социально-педагогическое
естественнонаучное
художественное
техническое
туристско-краеведческое
физкультурно-спортивное
Данные направления представлены в свою очередь проектами и программами.
Программа «Дополнительное образование» является неотъемлемой частью
целостной системы организации образовательного процесса в школе и
обеспечивает единство обучения и воспитания.
Внеклассная работа способствует формированию образовательного пространства
учреждения, объединению в один функциональный комплекс образовательных,
развивающих, воспитательных и оздоровительных процессов.
Ценностные приоритеты программы:
Развитие детского творчества;
Воспитание культуры здорового образа жизни;
Раскрытие творческого потенциала личности с его
реализацией;
Создание условий для педагогического творчества;
Ориентация образовательного процесса на потребителя;
Социализация образовательного процесса.
последующей
Художественное направление
Актуальной проблемой современного образования является формирование
художественно – эстетической культуры школьников. Эта проблема решается
путѐм активного освоения учащимися основных видов искусства: музыки,
хореографии, изобразительного искусства, театра.
Программы художественной направленности в системе дополнительного
образования ориентированы на развитие творческих способностей детей в
различных областях искусства и культуры, передачу духовного и культурного
опыта человечества, воспитанию творческой личности. Основной целью данного
направления является: раскрытие творческих способностей обучающихся,
нравственное и художественно-эстетическое развитие личности ребѐнка.
Художественная направленность включает следующие группы программ:
эстрадное творчество, театральное творчество, хореографическое искусство,
художественное слово, литературное творчество, изобразительное искусство,
декоративно-прикладное творчество, дизайн.
В кружках художественно-прикладного мастерства происходит знакомство с
миром труда и профессионального самоопределения, в ходе которого они
получают определѐнные навыки и представления о культуре труда.
Занимаясь различными видами творческой деятельности, ученик получает
достаточный объѐм культурного опыта, накопленного человечеством. Это служит
основой формирования активной гражданской позиции школьника, осознающего
себя неотъемлемой частью как своей страны и своего народа, так и всего
человечества в целом.
Социально – педагогическое направление
Социальная среда и личность постоянно находятся во взаимодействии: среда
воздействует на личность, способствует формированию, личность, действует в
социальной среде, вступая в отношения с другими личностями через участие в
деятельности различных общностей, видоизменяет эту среду, придает ей
определенное социальное качество.
Программы
социально-педагогической
направленности
в
системе
дополнительного образования ориентированы на изучение психологических
особенностей личности, познание мотивов своего поведения, изучение методик
самоконтроля, формирование личности как члена коллектива, а в будущем как
члена общества, изучение межличностных взаимоотношений, адаптацию в
коллективе. Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной
инициативы является на современном этапе одной из главных задач социальнопедагогического направления, которая актуальна, прежде всего, потому, что
сейчас на передний план выходит проблема воспитания личности, способной
действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения.
А для этого важно сформировать опыт проживания в социальной системе,
очертить профессиональные перспективы. Образовательные программы данной
направленности
охватывают
широкий
возрастной
диапазон
и
многофункциональны по своему назначению. Таким образом, через овладение
социальной деятельностью в различных сферах, через социальное общение
происходит социальное становление индивида. От активности самой личности
непосредственно зависит время наступления еѐ социальной зрелости.
Целью социально-педагогической направленности: ориентирование на
корректировку и развитие психических свойств личности, накопление опыта
гражданского поведения,
осознанного выбора профессии, получение квалифицированной помощи в
различных аспектах социальной жизни.
Физкультурно-спортивное направление
Сегодня основной целью физического образования является воспитание
гармонично развитой личности с высокой умственной, физической и социальной
активностью.
Программы
физкультурно-спортивной
направленности
в
системе
дополнительного образования ориентированы на физическое совершенствование
учащихся, приобщение их к здоровому образу жизни, воспитание спортивного
резерва нации. Физкультурно-спортивная направленность включает следующие
группы программ: спортивная подготовка (спортивная акробатика, футбол,
шашки, волейбол, баскетбол и другие виды спорта), общая физическая подготовка
и др.
В школе созданы все условия для охраны и укрепления здоровья детей. В
связи с этим возрастает роль физкультуры и спорта, их ведущих учебно –
воспитательных задач.
Одна из наиболее распространѐнных причин снижения защитных ресурсов
школьника – недостаток двигательной активности. Поэтому в школе введены
дополнительные занятия по физической культуре и спорту, которые не входят в
учебную программу. Это спортивные игры, волейбол, баскетбол, футбол.
Туристско - краеведческое
Программы туристско –краеведческой
направленности в системе
дополнительного образования ориентированы на формирование единого
образовательно-воспитательного пространства, возрождение патриотических,
нравственных и духовных традиций. Важнейшей составной частью
воспитательного процесса сегодня является формирование патриотизма и
культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в
социально-гражданском и духовном развитии личности обучающихся. Только на
основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется
любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и
независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества,
развивается достоинство личности. Туристско – краеведческая направленность
включает следующие группы программ: работа с допризывной молодежью,
историческая реконструкция и поисковая деятельность, дружины юных пожарных
и юных инспекторов движения, гражданско-патриотические и военнопатриотические клубы, музеи.
Естественнонаучное направление
Программы общеинттеллектуальной направленности в системе дополнительного
образования ориентированы на развитие познавательной активности,
самостоятельности, любознательности, на дополнение и углубление школьных
программ по математике, физике, биологии, экологии, геоботанике, химии,
способствует формированию интереса к научно-исследовательской деятельности
учащихся. Естественнонаучная направленность включает следующие группы
программ: учебно-исследовательская деятельность и изучение за страницами
учебников целого ряда дисциплин: астрономия, математика, химия, физика,
информатика, геология, география, природоведение, медицина и др.
Техническое
Дополнительные образовательные программы технической направленности
ориентированы на развитие интереса детей к инженерно-техническим и
информационным технологиям, научно-исследовательской и конструкторской
деятельности с целью последующего наращивания кадрового потенциала в
высокотехнологичных и наукоемких отраслях промышленности. Обучение по
программам технической направленности способствует развитию технических и
творческих способностей, формированию логического мышления, умения
анализировать и конструировать. Занятия в объединениях данной направленности
также дают возможность углубленного изучения таких предметов как физика,
математика и информатика.
III. Материально-техническое обеспечение.
актовый зал
спортивный зал
кабинет технологии
музыкальное оборудование (компьютер, микрофоны, колонки, усилительная
система)
спортивный инвентарь
компьютеры, проекторы, экраны, принтеры
спортивная площадка
тренажѐрный зал
экологический музей
музейная комната
Адресность программы
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
Наименование объединения
Спортивная секция «Баскетбол»
Спортивная секция «Футбол»
Спортивная секция «Волейбол»
Спортивная секция «Тег-регби»
Кружок «Основы видеомонтажа»
Кружок «Компьютерная графика»
Кружок «Основы проектной деятельности»
Кружок «Создаю проект»
Кружок «Мои первые проекты»
Кружок «Родные просторы»
Кружок «История донского казачества»
Кружок «Казачий колорит»
Хоровой кружок
Танцевальный кружок «Школьная страна»
Танцевальный кружок «Радуга»
Кружок «Эколята»
Кружок «Размышляем, играем, творим»
Кружок «Интеллектика»
Кружок «В стране Знаек»
Кружок «Юный инспектор движения»
Кружок «Мы вместе» (для детей с ОВЗ)
Кружок «Волонтер»
Кружок «Наша прекрасная планета»
Кружок «Моя планета земля»
Кружок «Юный эколог»
Кому
адресована
8-11 классы
2-4 классы
4-6 классы
2-4 классы
8а класс
7а класс
3а класс
3б класс
3в класс
5а класс
2а класс
2б класс
1-4 классы
1-4 классы
5-9 классы
8б класс
4а класс
4б класс
4в класс
5б класс
1-10 классы
10 класс
1а класс
1б класс
1в класс
Кадровое обеспечение
В 2021-2022 учебном году в системе дополнительного образования работают 22
педагога.
№
2.
3.
4.
5.
Наименование объединения
1. Спортивная секция «Баскетбол»
Спортивная секция «Футбол»
Спортивная секция «Волейбол»
Спортивная секция «Тег-регби»
Кружок «Основы видеомонтажа»
6.
Кружок «Компьютерная графика»
7.
Кружок «Основы проектной
ФИО рук-ля
Афанасьев С.П.
Одинцов И.А.
Одинцов И.А.
Одинцов И.А.
Решетин А.В.
Основная должность
Учитель физкультуры
Учитель физкультуры
Учитель физкультуры
Учитель физкультуры
Заместитель
директора по ИКТ
Учитель математики
Кострикина
Л.В.
Недосекова Т.Н. Учитель начальных
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
деятельности»
Кружок «Создаю проект»
классов
Богомолова
Учитель начальных
Е.А.
классов
Кружок «Мои первые проекты»
Бирюлина В.С. Учитель начальных
классов
Кружок «Родные просторы»
Чукарина Л.Н.
Учитель истории и
обществознания
Кружок «История донского
Щебуняева Л.Л. Учитель начальных
казачества»
классов
Кружок «Казачий колорит»
Кружилина
Учитель начальных
Н.М.
классов
Хоровой кружок
Ахваткина А.Ю. Преподаватель ДО
Танцевальный кружок «Школьная Родионова Н.В. Преподаватель ДО
страна»
Танцевальный кружок «Радуга»
Родионова Н.В. Преподаватель ДО
Кружок «Эколята»
Чукарина Н.Н.
Учитель биологии
Кружок «Размышляем, играем,
Костина В.В.
Учитель начальных
творим»
классов
Кружок «Интеллектика»
Филиппова Е.И. Учитель начальных
классов
Кружок «В стране Знаек»
Русакова Н.В.
Учитель начальных
классов
Кружок
«Юный
инспектор Агапов Н.И.
Учитель технологии
движения»
Кружок «Мы вместе» (для детей с Пивоварова
Педагог-психолог
ОВЗ)
О.М.
Кружок «Волонтер»
Дикая В.В.
Преподаватель ДО
Кружок «Наша прекрасная
Таратухина С.В. Учитель начальных
планета»
классов
Кружок «Моя планета земля»
Кружилина Л.В. Учитель начальных
классов
Кружок «Юный эколог»
Кузнецова Н.П. Учитель начальных
классов
IV. Ожидаемые результаты
Реализация Программы развития системы дополнительного образования детей в
школе позволит достичь следующих результатов:
1. Нормативно-правовое обеспечение:
сохранить государственные гарантии бесплатности и доступности, лучшие
отечественные традиции дополнительного образования детей;
совершенствовать нормативную правовую базу, способствующую развитию
дополнительного образования детей.
2. Ресурсное обеспечение дополнительного образования детей
создать единое информационно-образовательное пространство основного и
дополнительного образования детей;
улучшить
материально-техническое
оснащение
дополнительного
образования детей;
создать условия, стимулирующие развитие технического и прикладного
творчества, технических видов спорта.
3. Обеспечение качества и непрерывности дополнительного образования детей
организовать дополнительное образование детей в соответствии с
социальным
заказом,
формулируемым
администрацией
школы
и
общественностью поселения;
содействовать развитию инновационного движения в дополнительном
образовании детей;
внедрять интегрированные программы дополнительного образования детей,
направленные на социально-педагогическую поддержку детей;
содействовать развитию индивидуального образования в виде организации
программ допрофессиональной подготовки и начального профессионального
образования для детей, а также содействующие самозанятости и развитию
семейного предпринимательства.
Работа объединений строится в соответствии с разработанными учебными
программами. Реализация образовательных программ идет через организацию
учебных занятий во второй половине дня. Форму занятий выбирает сам педагог в
соответствии с поставленными задачами и исходя из психофизиологической
целесообразности. Обязательно использование дифференцированного подхода к
организации учебной деятельности в объединении: вовлечение каждого ребенка в
деятельность, поддержка талантливых и одаренных детей.
V. Учебный план
дополнительного образования МБОУ «Базковская СОШ»
на 2021-2022 учебный год
Учебный план по дополнительному образованию разработан на основе учета
интересов учащихся и с учетом профессионального потенциала педагогического
коллектива.
Поскольку в школе реализуется программа личностноориентированного обучения и воспитания учащихся, учебный план отражает цели
и задачи образования и воспитания в школе, направленные на развитие
индивидуальных возможностей и способностей ученика. Главная задача для
школы - формирование и развитие нравственной, самостоятельной, творческой и
физически здоровой личности учащихся, свободно адаптирующихся в
современном обществе и преумножающих культурное наследие страны. Одним из
условий выполнения данной задачи является интеграция основного и
дополнительного образования. Дополнительные образовательные программы и
услуги реализуются в интересах личности, общества и государства.
Дополнительное образование - это
сфера деятельности, которая даѐт
возможность детям развивать творческие способности, воспитывать в себе такие
качества, как активность, свобода взглядов и суждений, ответственность,
увлечѐнность и многое другое. Целью дополнительного образования являются
выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно
богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности,
обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на высокие
нравственные ценности, способной впоследствии на участие в развитии общества.
Эта цель реализуется на основе введения в процесс дополнительного образования
программ, имеющих художественно-эстетическую, спортивно-оздоровительную
направленность, научно-техническую, социально-педагогическую, и внедрения
современных методик обучения и воспитания детей их умений и навыков. В
настоящее время дополнительное образование детей в школе представлено целым
рядом направлений. Основными среди них принято считать следующие:
Общеинтеллектуальное
Социально-педагогическое
Естественнонаучное
Художественное
Физкультурно-спортивное
Туристско-краеведческое
Реализуя задачи дополнительного образования, школа пытается разрешить
существующее противоречие между необходимостью, с одной стороны, осваивать
образовательный стандарт, а с другой - создавать условия для свободного
развития личности, что является основой гуманизации образования,
провозглашенной в качестве важнейшего принципа реформы образования.
Гуманистическая педагогика отличается направленностью на принятие ребенка
как личности и индивидуальности, на защиту его права на саморазвитие и
самоопределение. Оказалось, что именно дополнительное образование наиболее
полно отвечает этим критериям. Оно по самой своей сути является личностно
ориентированным, в отличие от базового образования, продолжающего
оставаться предметно ориентированным, направленным на освоение школьного
стандарта. Только органичное сочетание в школьных стенах обоих видов
образования может помочь развитию, как отдельного ребенка, так и всего
образовательного учреждения. Дополнительное образование, оказываемое в
стенах школы, воздействует на образовательный процесс школы. Анализируя,
дополнительное образование выявлено следующее, что дополнительные
образовательные программы:
углубляют и расширяют знания учащихся по основным и факультативным
предметам;
делают школьное обучение личностно-значимым для многих учащихся;
стимулируют учебно-исследовательскую активность школьников;
повышают мотивацию к обучению по ряду общеобразовательных курсов.
Школьное дополнительное образование оказывает существенное воспитательное
воздействие на учащихся: оно способствует возникновению у ребенка
потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к
творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в
глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость учащихся во внеурочное
время
содействует
укреплению
самодисциплины,
развитию
самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков
содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей
практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять
негативному воздействию окружающей среды. Массовое участие детей в
досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива,
укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социальнопсихологического климата в ней.
Дополнительное образование в МБОУ «Базковская СОШ» реализуется через:
1.
Образовательную программу дополнительного образования
«Юный
инспектор движения»
2.
Образовательную программу дополнительного образования «Эколята»
3.
Образовательную
программу
дополнительного
образования
"Компьютерная графика"
4.
Образовательную программу дополнительного образования «Школьная
страна»
5.
Образовательную программу дополнительного образования «Радуга»
6.
Образовательную программу дополнительного образования «Мы вместе»
(для детей с ОВЗ)
7.
Образовательную программу дополнительного образования «Баскетбол»
8.
Образовательную программу дополнительного образования «Волейбол»
9.
Образовательную программу дополнительного образования «Футбол»
10. Образовательную программу дополнительного образования «Тег-регби»
11. Образовательную программу дополнительного образования
«Основы
видеомонтажа»
12. Образовательную программу дополнительного образования «Юный
краевед»
13. Образовательную программу дополнительного образования «Хоровой
кружок»
14. Образовательную программу дополнительного образования «Наша
прекрасная планета»
15. Образовательную программу дополнительного образования «Моя планета
земля»
16. Образовательную программу дополнительного образования «Юный эколог»
17. Образовательную программу дополнительного образования «В стране
Знаек»
18. Образовательную
программу
дополнительного
образования
«Интеллектика»
19. Образовательную программу дополнительного образования «Размышляем,
играем, творим»
20. Образовательную программу дополнительного образования «Казачий
колорит»
21. Образовательную программу дополнительного образования «История
донского казачества»
22. Образовательную программу дополнительного образования «Мои первые
проекты»
23. Образовательную программу дополнительного образования «Создаю
проект»
24. Образовательную программу дополнительного образования «Основы
проектной деятельности»
Учебный план дополнительного образования на 2021-2022 учебный год
№
Наименование объединения
Кол-во
Направление
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
Спортивная секция «Баскетбол»
Спортивная секция «Футбол»
Спортивная секция «Волейбол»
Спортивная секция «Тег-регби»
Кружок «Основы видеомонтажа»
Кружок
«Компьютерная
графика»
Кружок «Основы проектной
деятельности»
Кружок «Создаю проект»
Кружок «Мои первые проекты»
Кружок «Родные просторы»
Кружок «История донского
казачества»
Кружок «Казачий колорит»
Хоровой кружок
Танцевальный
кружок
«Школьная страна»
Танцевальный кружок «Радуга»
Кружок «Эколята»
Кружок «Размышляем, играем,
творим»
Кружок «Интеллектика»
Кружок «В стране Знаек»
Кружок
«Юный
инспектор
движения»
Кружок «Мы вместе» (для детей
с ОВЗ)
Кружок «Волонтер»
Кружок «Наша прекрасная
планета»
Кружок «Моя планета земля»
Кружок «Юный эколог»
часов
4,5
3
3
3
1
1
Физкультурно-спортивное
Физкультурно-спортивное
Физкультурно-спортивное
Физкультурно-спортивное
Техническое
Техническое
1
Техническое
1
1
1
1
Техническое
Техническое
Туристско-краеведческое
Туристско-краеведческое
1
2
2
Туристско-краеведческое
Художественное
Художественное
2
1
1
Художественное
Естественнонаучное
Естественнонаучное
1
1
1
Естественнонаучное
Естественнонаучное
Социально-педагогическое
2
Социально-педагогическое
1
1
Социально-педагогическое
Социально-педагогическое
1
1
Социально-педагогическое
Социально-педагогическое
Содержательные линии и формы работы в 2021-2022 учебном году
Направление
1.
Социальнопедагогическое
Наименование
программы
Образовательная
программа
«Юный инспектор
движения»
Формы работы
Содержательные линии
В обучении –
практический,
наглядный,
словесный, работа с
книгой, видеометод.
В воспитании –
методы
формирования
сознания личности,
Содержание данной программ
предполагает:
- создание уголка
безопасности дорожного
движения;
- изучение правил дорожного
движения и пропаганда их в
классах;
- встречи и беседы с
методы организации
деятельности и
формирования опыта
общественного
поведения, методы
стимулирования
поведения и
деятельности.
2.
Социальнопедагогическое
Образовательная
программа «Мы
вместе» (для
детей с ОВЗ)
3.
Социальнопедагогическое
Образовательная
программа
«Волонтер»
инспектором ГИБДД;
- встречи с медицинским
работником, с целью изучения
основ медицинских знаний и
применения знаний на
практике;
- проведение практических
занятий по вождению
велосипеда;
- участие в различных
конкурсах по профилактике
дорожно-транспортной
безопасности;
- проведение игр, конкурсов,
соревнований.
индивидуальная,
Данная программа состоит из
групповая;
интерактивных игр,
встречи со
коммуникативных
специалистами
упражнений, разминок,
различных областей релаксационных упражнений,
(психолог, логопед,
в ходе которых дети имеют
социальный педагог) возможность получить новые
впечатления, приобретают
социальный опыт и общаются
друг с другом не так, как в
ходе занятий в детском саду
или в школе. Здесь общение
обогащено душевной
теплотой, чуткостью и
уважением. После проведения
игр, детям предлагается
анализировать и обсуждать
полученный ими опыт. Особое
внимание уделяется выводам,
сделанным самими детьми.
В процессе занятий дети могут
осознать свои интересы,
способности и установить
приоритеты, могут также
стать более терпимыми,
гибкими и внимательными,
испытывать меньше страхов,
стрессов и чувствовать свою
значимость.
индивидуальная,
Содержание данной
групповая;
программы предполагает
благотворительные и изучение следующих тем:
социальные акции;
Раздел 1. Из истории
экскурсии;
волонтерского движения в
конкурсы,
мире и России. Создание
викторины для
волонтерского отряда.
обучающихся
Раздел 2. Познаю себя и
начальных классов;
других (психологическая
встречи со
подготовка волонтеров).
специалистами
Раздел 3. Учимся работать с
различных областей
4.
Социальнопедагогическое
Образовательная
программа «Наша
прекрасная
планета»
документами.
Раздел 4. Участие в акциях и
конкурсах. Учащиеся
разрабатывают Акции и
мероприятия спортивномассового характера, с
привлечением родительской
общественности; организуют
«активные перемены».
Участвуют в Конкурсах
разного уровня по
направлению своего рода
деятельности.
Раздел 5. Пропаганда
здорового образа жизни.
Пропаганда законов РФ
касательно здравоохранения;
пропаганда базовых знаний
медицины и гигиены, ведения
активного образа жизни,
Обучающиеся изучат права
ЗОЖ, оценят свой образ жизни
в соответствии с ЗОЖ,
проведут анкетирование и
конкурс рисунков с
обучающимися, для младших
школьников организуют игры
на переменах.
Раздел 6. Благотворительная
деятельность волонтера.
Обучающиеся определяют
круг людей, нуждающихся в
заботе и внимании - это дети с
ограниченными
возможностями, дети из
малообеспеченных семей,
сироты, пожилые люди.
Волонтѐры оказывают им
адресную помощь, на
практике реализуют знания,
полученные ими в период
подготовки.
Беседа. Демонстрация Дом, в котором мы живем.
видеоклипов о живой
Природа- наш общий дом.
природе .
Природа нашей планеты.
Экскурсия в осеннюю Солнышко лучистое. Воздухприроду. Обучающие
невидимка. Вода-водица,
игры.
всему живому сестрица.
Интеллектуальные
Волшебная кладовая: почвасоревнования.
кормилица. Природа – наш
Экскурсия на
общий дом. Зеленый наряд
пришкольный
планеты. Эти удивительные
участок.
животные. Грибное царство.
Игра. Конкурс
Это наш уютный дом, хорошо
рисунков
живется в нем! Природа и
мультипликационны
х героев-защитников
природы.
Чтение рассказа.
Игра-исследование
и другие
5.
Социальнопедагогическое
Образовательная
программа «Наша
планета Земля»
6.
Социальнопедагогическое
Образовательная
программа
«Юный эколог»
Беседа. Демонстрация
видеоклипов о живой
природе .
Экскурсия в осеннюю
природу. Обучающие
игры.
человек. Мир родного края.
Есть ли у растений дом?
Условия среды обитания
растений. Этажи леса. Как
растения добывают воду? Где
вода – там и верба. Нужен ли
растениям воздух? Животные
и растения рядом. Как человек
изменяет растительный
покров Земли?
Растение – живой организм
Корень, стебель и листок, а на
стебельке – цветок
Есть ли у растений дом?
Условия среды обитания
растений
Интеллектуальные
Тепло – холодно
соревнования.
Растения – дети Солнца
Экскурсия на
На свету и в тени
пришкольный
Этажи леса
участок.
Как растения добывают воду?
Игра. Конкурс
Где вода – там и верба
рисунков
В царстве водяного
мультипликационны
Нужен ли растениям воздух?
х героев-защитников
Без доброй землицы урожай
природы.
не родится
Чтение рассказа.
Дружат ли растения друг с
Игра-исследование
другом?
и другие
Животные и растения рядом
Природное сообщество.
Растения и человек
Как человек изменяет
растительный покров Земли
Будем друзьями!
Беседа. Демонстрация 1 час. Введение. Вводное
видеоклипов о живой
занятие: Что такое Экология?
природе .
Игра «Поле чудес» - 1
Экскурсия в осеннюю 20 часов. Дикие животные.
природу. Обучающие Заяц - «Длинное ухо». Лисица.
игры.
«Лиса Патрикеевна». Серый
Интеллектуальные
хищник – волк. Хозяин леса –
соревнования.
медведь.
Экскурсия на
Любознательный зверѐк –
пришкольный
белка. Куница - охотник на
участок.
белок.
Лесной красавец – лось.
Сердитый недотрога- ѐж.
Подземный житель – крот.
Всеядное животное — барсук.
Бобр-строитель.
Запасливый бурундук. Кабан дикий родственник домашней
свиньи. Мышка-норушка.
Рысь - родственник кошки.
7.
Естественнонаучно
е
Образовательная
программа
«Эколята»
Субботник
Ситуационная игра
Экоурок
викторина Деловая
игра
Соболь - «дорогой» зверѐк.
Тигр - самая большая кошка
на Земле.
Косуля - самый маленький
европейский олень.
Обобщающие занятие о
диких животных
12 часв. Пернатые жители.
Воробей - самая распространѐнная птица на Земле.
Ворона - «интеллектуальная»
птица. Ворон - красивая,
умная птица.
Сорока-белобока - «лесная
сплетница». «Лесной доктор»
- дятел. Соловей - «великий
маэстро». Галка - городская
птица. Загадочная птица кукушка.
«Пернатая кошка» - сова.
Любимая птица – снегирь.
«Сестрицы-синицы» - самые
полезные птички России. Наш
добрый сосед - скворец.
«Золотая птица» — иволга.
Обобщающее занятие о
птицах
Содержание данной
программы предполагает
изучение следующих тем:
Что такое Экология? Экология
- наука, изучающая собственный дом человека, дом
растений и животных в
природе, жизнь нашего общего
дома - планеты
Земля.Разъяснение значения
экологии на основе анализа
примеров. Внешний вид своего
дома, из чего сделан, окраска
стен. этажность. Дома в
деревне и в городе.
Соблюдение чистоты и
порядка в доме и во дворе.
Происхождение слова «семья»
(от слова «семя»). Маленькое
семя, с любовью посаженное в
землю, дает крепкий росток.
Со временем на нем
появляются сначала нежные
цветы, затем и добрые плоды.
Формирование представлений
о неживой природе, ее
многообразии.
Простейшая классификация
8.
Естественнонаучно
е
Образовательная
программа
«Размышляем,
играем, творим»
коллективная,
групповая;
по
особенностям
коммуникативного
взаимодействия:
практикум,
тренинг,
семинар, ролевая и
деловая игра;
по
дидактической цели:
вводные
занятия,
занятия
по
углублению
знаний,
практические занятия,
комбинированные
формы занятий.
участие в работе
научного общества
«Эврика»
9.
Естественнонаучно
е
Образовательная
программа
«Интеллектика»
коллективная,
групповая;
по
особенностям
коммуникативного
взаимодействия:
практикум,
тренинг,
семинар, ролевая и
деловая игра;
по
дидактической цели:
вводные
занятия,
занятия
по
углублению
знаний,
практические занятия,
комбинированные
формы занятий.
участие в работе
научного общества
«Эврика»
экологических связей: связи
между неживой и живой
природой; связи внутри живой
природы на примере дубового
леса (между растениями и
животными, между
различными животными);
связи между природой и
человеком.
Комнатные растения разных
экологических групп..
Различные способы
размножения комнатных
растений
Правила поведения в школе.
Игра «Мы - школьники»
Правила дорожного движения.
Природа вокруг нас.
Логика. Задания на внимание
Познавательные игры
Интеллектуальные игры
Занимательная математика и
геометрия
Литературные викторины и
конкурсы
Занимательная грамматика.
Шарады. Ребусы. Составление
анаграмм.
Проектная деятельность Мой
домашний питомец
Конкурс «Умники и умницы»
Итоговое занятие кружка
Числа и арифметические
действия с ними.
Волшебный переход.(Переход
через разряд)
Секреты перехода через
разряд.
Мы легко считаем с
переходом через разряд!
Знакомьтесь! Сотня! Я иду к
ней в гости. Как считать
сотнями?
«Праздник числа»
(математическая игра)
Удивительные приключения с
двузначными числами
«Праздник числа»
Знакомьтесь — ТЫСЯЧА
Внетабличные
города
страны Математики.
КВН
Работа с тестовыми задачами.
Задачи-смекалки
Мы играем в магазин.
10.
Естественнонаучно
е
Образовательная
программа «В
стране Знаек»
Увеличу и уменьшу в
несколько раз
Геометрические фигуры и
величины.
Старые знакомые: точка,
прямая, отрезок
Как подружились
геометрические фигуры
Путь по волшебным дорожкам
Величины и зависимости
между ними.
Знакомьтесь, новая
величина!(Площадь фигур)
Познакомимся с новыми
мерками измерения объема
фигуры!
Алгебраические
представления.
КВН
Мы весело считаем, мы
удачно сочетаем.
Сочетаем, вычитаем.
Какие интересные равенства!
Новые алгоритмы(Умножение
на 0 и на 1)
Мы делим, делим, делим…
Как дружат умножение и
деление.
Поиграем в блиц- турнир.
Равенства с неизвестным
компонентом
«Праздник числа»
Где прячется делитель? Где
найти кратное? А что такое
кратное сравнение?
Математический язык и
элементы логики.
Числовые головоломки
Давайте рисовать узоры!
Праздник числа «Подводя
итоги года»
Работа с информацией и
анализ данных
Придумаем новую карту
метро (Сети линий. Пути.)
Операции вокруг нас.
коллективная,
Входной тест. «Самый
групповая;
внимательный, прилежный и
по
старательный»
особенностям
Страна «Почитай - ка»
коммуникативного
Математический КВН
взаимодействия:
Игра – викторина «Сказки
практикум,
тренинг,
А.С.Пушкина».
семинар, ролевая и
Игры «Четыре стихии»,
деловая игра;
«Срисуй по клеточкам»,
по
дидактической цели:
вводные
занятия,
занятия
по
углублению
знаний,
практические занятия,
комбинированные
формы занятий.
участие в работе
научного общества
«Эврика»
11.
Художественное
Образовательная
программа
«Хоровой
кружок»
- музыкальные
занятия;
- занятия – концерт;
- репетиции;
- творческие отчеты.
«Лабиринт» и т.д.
Занимательная грамматика:
«Лена, Наташа, Светлана и
Алла - с буквы заглавной я
написала».
Буквенные головоломки.
КВН «Времена года».
Интеллектуальная игра «Обо
всѐм на свете»
Игра «Цветик – семицветик»
Тест «Сравнение»,
«Алгоритм»
Звуковые схемы слова.
Причинно-следственные
цепочки
КВН «Мы друзья природы»
«Найди отличия», «Чем
похожи», «Распредели по
группам».
Анаграммы, шарады.
«Рисуй, как я».
Игра «что из чего получается»
КВН «Пословицы и
поговорки»
Расшифруй сообщение.
Симметрия. Симметричные
фигуры.
Игра «что из чего
получается?»
Тема и главная мысль текста.
Необычные задачки.
Интеллектуальная игра «Кто
хочет стать миллионером»
Викторина «Что? Где?
Когда?»
Игра «Незнайкин бенефис»
Игра «Художник»
Тест «Отношения».
Логические упражнения. Игра
«Угадай предмет».
Составление загадок,
чайнвордов.
Конкурс Эрудитов.
Итоговый тест.
Содержание данной программ
предполагает, что дети
должны научиться красиво
петь: звонко, напевно, чисто
интонировать мелодию,
выразительно исполнять
различные по характеру
вокальные произведения,
постепенно переходить к
исполнению более сложных
вокальных произведений, к
12.
Образовательная
программа
«Основы проектной
деятельности»
Участие в работе
научного общества
«Эврика»,
коллективная игра
групповая игра
участие в
интеллектуальных
конкурсах, иградиагностика.
песням с более широким
диапазоном. Необходимо
раскрывать наиболее полно
творческие возможности
каждого индивидуума,
открывать и растить таланты,
подбирать для изучения
репертуар соответственно
возрасту ребенка и его
вокальному опыту, принимать
участие в концертах и в
районных конкурсах и
фестивалях песни.
В процессе обучения в
вокальном кружке репертуар
должен соответствовать
развитию необходимых
певческих качеств: голоса,
интонации, пластики,
ритмичности.
Важно воспитывать у
учащегося артистичность,
умение перевоплощаться в
художественный образ
произведения. Это должно
проявляться в мимике лица,
движениях рук и корпуса.
Критерием оценки является
умение практически
использовать полученные
умения и навыки –
выступления с концертной
программой в концертах
различного уровня, конкурсах,
фестивалях и т.п.
Вводное занятие.
Мир вещей — мир идей
Ассоциация, анализ,
группировка. Мои проекты
(проект по окружающему
миру «Профессии»). Способы
обработки информации. Мои
проекты (проект по
литературному чтению
«Школьная библиотека»).
Игра «Другой взгляд».
Рассказы (сказки) от лица
разных персонажей. Мои
проекты (проект по русскому
языку «Рифма»). Игра
«Небылица». Игра «Самыйсамый». Признаки
объектов.Мои проекты (проект
по математике «Оригами»).
Как стать изобретателем
Информация вокруг нас.
Умение предлагать идеи. Мои
проекты (проект по русскому
языку «И в шутку и всерьѐз»).
Способы обработки
информации. Кто такой
человек-изобретатель?
(практическая работа
«Изготовление бумаги»).
Признаки предметов. Мои
проекты (проект по
математике «Старинные меры
длины»).
Добрые дела миру
Умение предлагать идеи. Мои
проекты (проект по
окружающему миру «Вторая
жизнь вещей»). Умение делать
сообщения. Семейный
календарь праздников.
Добрые дела миру. Мои
проекты (проект по
литературному чтению
«Великая Победа в истории
моей семьи»).
13.
Образовательная
программа
«Создаю проект»
Участие в работе
научного общества
«Эврика»,
коллективная игра
групповая игра
участие в
интеллектуальных
конкурсах, иградиагностика.
14.
Образовательная
программа «Мои
первые проекты»
Участие в работе
научного общества
«Эврика»,
коллективная игра
групповая игра
В условиях специально
организуемого учебного
сотрудничества (проектной
деятельности) формирование
коммуникативных действий
происходит более интенсивно (т.
е. в более ранние сроки), с более
высокими показателями и в
более широком спектре.
Разнообразие тем проектов
позволяет сформировать как
предметные, так и
метапредметные универсальные
учебные действия. А вся работа
над проектом формирует
регулятивные умения. Метод
проекта – это одна из личностноориентированных технологий, в
основе которой лежит развитие
познавательных навыков
учащихся, умений
самостоятельно конструировать
свои знания, ориентироваться в
информационном пространстве,
развитие критического и
творческого мышления.
Основные требования к проекту.
Виды проектов.
Круг твоих интересов. Хобби.
Увлечения. Этапы работы над
проектом.
Выбор темы твоего проекта.
Подбор материала для
участие в
интеллектуальных
конкурсах, иградиагностика.
15.
Художественное
Образовательная
программа
«Школьная
страна»
▪ демонстрация
техники исполнения
основных движений
танца;
▪ демонстрация
вариаций;
▪ отработка
движений;
▪ постановка танца;
▪ репетиции;
▪ знакомство с
народным
костюмом;
▪ просмотр
видеоматериала и
прослушивание
аудиокассет;
проекта. Проблема. Решение
проблемы.
Выбор темы твоего
исследования.
Предположение. Гипотеза.
Решение задачи.
Требования к паспорту
проекта. Составление
паспорта проекта.
Работа с первоисточниками.
Подготовка сообщения по
своему проекту.
Постер. Требования к
созданию постера. Условия
размещения материала на
постере.
Создание мини-постера.
Изучение и освоение
возможностей компьютерных
программ. Вставка.
Анимация.
Дизайн.
Фотография на слайдах.
Требования к компьютерной
презентации.
Закрепление работ с
программами.
Составление презентации по
заданному тексту.
Подготовка проектной
документации.
Самоанализ. Рефлексия.
Обсуждение проектов.
Пожелания будущим
проектантам.
Страница благодарности.
Советы Мудрого Дельфина.
Программа предоставляет
возможности для творческой
самореализации личности
учащихся через концертно –
исполнительскую, музыкально
– театральную, учебно –
образовательную
деятельность. В процессе
обучения при организации
принципа развития личности
формируются и развиваются
как хореографические
способности детей, что
предоставляет им
возможность
профессионального
самоопределения, так и их
личностные качества
16.
Художественное
Образовательная
программа
«Радуга»
▪ демонстрация
техники исполнения
основных движений
танца;
▪ демонстрация
вариаций;
▪ отработка
движений;
▪ постановка танца;
▪ репетиции;
▪ знакомство с
народным
костюмом;
▪ просмотр
видеоматериала и
прослушивание
аудиокассет;
17.
Техническое
Образовательная
программа
«Основы
видеомонтажа»
обзорные и
установочные
лекции;
самостоятель
ное изучение
основной и
дополнительной
литературы,
компьютерны
е практикумы;
поддержка
образовательной
деятельности
обучаемого с
помощью
телекоммуникацион
ных средств;
участие в
творческих
конкурсах.
(эмоциональная открытость,
уверенность в себе,
раскрепощѐнность,
ответственность за общее
дело, коммуникабельность и
др.), что создаѐт условия для
социального, культурного
самоопределения и
самосознания детей;
Учебный материал,
предусмотренный
программой, распределѐн в
определѐнной
последовательности с учѐтом
возрастных и индивидуальных
особенностей детей.
Постепенно, от занятия к
занятию, усложняется
учебный материал: движения,
ритмика, пластика и т.д.
Поначалу необходимо
заинтересовать ребѐнка,
развить желание заниматься в
коллективе и только потом
переходить к
целенаправленному
формированию
исполнительских умений и
навыков.
Содержание изучаемого
курса:
Включает в себя
знакомство с коллективом, с
планом и графиком работы
кружка.
Проводится полный
инструктаж по технике
безопасности при работе на
компьютерах и с
видеоаппаратурой.
Технология видеомонт
ажа
Учащиеся знакомятся с
правилами ведения съемки, с
принципом работы
видеокамеры, с
теоретическими основами
видеомонтажа.
Спецэффекты
У детей
совершенствуется процесс
создания фильма через
обучение создавать переходы
и спецэффекты.
Экспорт видеофайлов
Знакомство с форматом
видеофильмов, с процедурой
авто ринга. Запись и вывод
готового фильма.
Содержание данной
программы предполагает
изучение следующих тем:
Особенности,
достоинства и недостатки
растровой графики;
Особенности,
достоинства и недостатки
векторной графики;
Методы описания
цветов в компьютерной
графике – цветовые модели;
Способы получения
цветовых оттенков на экране
монитора и принтере;
Способы хранения
изображений в файлах
растрового и векторного
форматов;
Методы сжатия
графических файлов;
Проблемы
преобразования графических
файлов;
Назначение и функции
различных графических
программ;
18.
Техническое
Образовательная
программа
"Компьютерная
графика"
19.
Техническое
Образовательная
программа
Участие в работе
научного общества
«Эврика»,
коллективная игра
«Создаю проект»
Беседы
Сообщения
Просмотр и
обсуждение
видеоматериала
Создание
графических файлов
Творческие проекты
Создание
иллюстрации,
используя главные
инструменты
векторных программ
групповая игра
участие в
интеллектуальных
конкурсах, иградиагностика.
В условиях специально
организуемого учебного
сотрудничества (проектной
деятельности) формирование
коммуникативных действий
происходит более интенсивно (т.
е. в более ранние сроки), с более
высокими показателями и в
более широком спектре.
Разнообразие тем проектов
позволяет сформировать как
предметные, так и
метапредметные универсальные
учебные действия. А вся работа
над проектом формирует
регулятивные умения. Метод
проекта – это одна из личностноориентированных технологий, в
основе которой лежит развитие
познавательных навыков
учащихся, умений
самостоятельно конструировать
свои знания, ориентироваться в
информационном пространстве,
развитие критического и
творческого мышления.
Основные требования к проекту.
Виды проектов.
20.
Техническое
Образовательная
программа «Мои
первые проекты»
21.
Техническое
Образовательная
программа
«Создаю проект»
Участие в работе
научного общества
«Эврика»,
коллективная игра
групповая игра
участие в
интеллектуальных
конкурсах, иградиагностика.
Круг твоих интересов. Хобби.
Увлечения. Этапы работы над
проектом.
Выбор темы твоего проекта.
Подбор материала для
проекта. Проблема. Решение
проблемы.
Выбор темы твоего
исследования.
Предположение. Гипотеза.
Решение задачи.
Требования к паспорту
проекта. Составление
паспорта проекта.
Работа с первоисточниками.
Подготовка сообщения по
своему проекту.
Постер. Требования к
созданию постера. Условия
размещения материала на
постере.
Создание мини-постера.
Изучение и освоение
возможностей компьютерных
программ. Вставка.
Анимация.
Дизайн.
Фотография на слайдах.
Требования к компьютерной
презентации.
Закрепление работ с
программами.
Составление презентации по
заданному тексту.
Подготовка проектной
документации.
Самоанализ. Рефлексия.
Обсуждение проектов.
Пожелания будущим
проектантам.
Страница благодарности.
Советы Мудрого Дельфина.
Участие в работе
научного общества
«Эврика»,
коллективная игра
В условиях специально
организуемого учебного
сотрудничества (проектной
деятельности) формирование
коммуникативных действий
происходит более интенсивно (т.
е. в более ранние сроки), с более
высокими показателями и в
более широком спектре.
Разнообразие тем проектов
позволяет сформировать как
предметные, так и
метапредметные универсальные
учебные действия. А вся работа
групповая игра
участие в
интеллектуальных
конкурсах, иградиагностика.
над проектом формирует
регулятивные умения. Метод
проекта – это одна из личностноориентированных технологий, в
основе которой лежит развитие
познавательных навыков
учащихся, умений
самостоятельно конструировать
свои знания, ориентироваться в
информационном пространстве,
развитие критического и
творческого мышления.
Основные требования к проекту.
Виды проектов.
22.
Туристскокраеведческое
Образовательная
программа
«Юный краевед»
Лекции, беседы,
практические работа,
работа с
краеведческим
материалом, защита
проектов
1. Роль краеведения в школе.
Что такое свой край своя
местность, ближайшая (малая)
родина. Границы края, их
условность, подвижность:
родной дом - школа с
ближайшими окраинами села, город - район - область.
Родной край часть России,
часть мира.
2. Источники комплексного
изучения родного края.
Понятия: источники изучения
родного карая, первоисточник,
подлинник, копия,
мемориальный документ,
реликвия. Виды источников
изучения родного края:
вещественные,
изобразительны, письменные,
устные, звукозапись.
Наблюдение, описание
вещественных источников
своей местности. Знакомство с
предметами быта, оружиями
труда, их рокировка,
описание.
Изобразительные источники.
Практическая и творческая
работа:
«Старая фотография
рассказывает»
«Моя коллекция марок,
открыток, календарей».
Посменные источники.
Практическая работа №4
Рассказ - воспоминания моего
(моей) дедушки (бабушки) о
памятном историческом
событии. Материалы
топонимик.
3. Организация поиска и сбора
и изучения материалов
краеведенья. Изучение
краеведческой литературы.
.Мой дом. Понятие
«генеалогическое дерево».
Составление генеалогического
дерева семьи.
Мои родители. Образование,
их трудовая и общественная
деятельность. Поколение
бабушек и дедушек. Связь
поколений. Семейные
традиции.
Родная школа еѐ история и
традиции.
Источники сведений о
прошлом школы. Основные
этапы истории школы.
Педологе разных поколений.
Традиции школы.
Современная жизнь школы.
Творческая работа: Рассказ о
любимом учителе (домашнее
сочинение)
История возникновения моей
деревни. Источники знаний о
прошлом деревни. Первые
упоминания о нашем селе.
Географическое положение
села.
Рельеф своей местности.
Основные формы рельефа. Их
происхождение и изменение.
Творческая работа:
Изображение пейзажа своей
местности. Внутренние воды.
Местонахождение основных
речных систем, озѐр, прудов,
болот. Хозяйственное
использование вод.
Практическая работа
Выявление источников
загрязнения вод в своей
местности, обустройство
родников. Почвы, их
использование и охрана.
Творческая работа: Рассказ об
отношении к земле, отрасли в
народном творчестве,
обычаях, традициях.
Растительный и животный
мир.
. Экскурсии на природу.
Зарисовка и описание
отдельных видов растений и
животных. Использование
23.
Образовательная
программа
«История
донского
казачества»
Беседы, лекции,
доклады, викторины,
изучение; экскурсии,
встречи, практикумы,
работа с архивными и
историческими
документами,
оформление проектов
и презентаций по
выбранной теме.
населением даров леса.
Отражение природы в
народном творчестве,
народных промыслах и
искусстве. Конкурс работ.
Население моего села, виды
деятельности. Численность.
Национальный, этнический
состав, характерные черты.
Быт, традиции, обычаи, их
взаимосвязь с природными
условиями.
Национальный костюм,
народные праздники,
фольклор, особенности жилья.
Трудовые навыки.
Социально психологический
портрет жителей села в разные
периоды истории. Основные
демографические процессы.
Знатные люди села, семейные
династии. Культурная жизнь
села. Экономическая
ситуация. Проблемы села.
Будущее села. Творческая
работа: сочинение «Моя
деревня в будущем». Защита
проектов
Особенностью построения
содержания данной
программы является изучение
нескольких тематических
разделов: Казаки как сословие,
традиции и обычаи казаков,
труд и быт казаков,
православие в жизни
казачества, казаки и казачье
войско: история и
современность, традиционная
культура казачества,
Основные памятные даты и
знаменательные события
краевого и местного значения.
Персоналии, историческое или
культурное событие,
послужившее основанием для
памятной даты. Значение
данного события для
современного донского
казачества. Основные
достопримечательности,
памятники казачьей истории и
культуры родного населенного
пункта. Экскурсия по
достопримечательностям
24.
Образовательная
программа
«Казачий
колорит»
Беседы, лекции,
доклады, викторины,
изучение; экскурсии,
встречи, практикумы,
работа с архивными и
историческими
документами,
оформление проектов
и презентаций по
выбранной теме.
станицы. Изготовление
изделий декоративно прикладного искусства своими
руками:
- сбор и подготовка
материалов,
распространенных в данной
местности;
- основные техники работы с
материалом;
- последовательность этапов
изготовления изделия;
- презентация творческих
работ.
Как у нас - то было на
тихом дону
« Путешествие в прошлое
нашей родной земли», « Кто
такие амазонки»,
Легенда о Танаисе,
Сокровища Танаиса, Откуда
на Дон пришли казаки?
Оружие казака, Легенда о
бравом казаке Данилке, «
Покров – первое зазимье»,
Фольклорный праздник
«Покрова Пресвятой
богородицы» , Конь –верный
друг казака, Лепка «Конь»,
Что мы знаем о прошлом
родной земли
Казачьи знаки и символы
Символы Ростовской области,
Герб моей семьи, Гимн
Ростовской области и Войска
Донского, Аппликация Флаг
Всевеликого Войска Донского
Знаменитые атаманы Войска
Донского, Казачьи заповеди,
Посиделки, «Зашифрованные
слова». «Сердце матери лучше
солнца греет»
Казачий фольклор:
пословицы, поговорки о
матери «Родной другматушка»
Аппликация. Коромысло.
Фольклорный праздник
«День матери-казачки»
Донские казачьи станицы
Аппликация «Казачий курень»
, Конструирование. "Что нам
стоит дом построить" ,
Интерьер казачьей горницы,
Вещи рассказывают о
25.
Физкультурноспортивное
Образовательная
программа
«Баскетбол»
Теоретическая
подготовка
Техническая
подготовка
Индивидуальная,
малыми группами,
командная, беседа.
прошлом, Кухонная посуда
наших предков. Ручной труд
«Солонница». Печка –
матушка. Посиделки. Донские
казачьи станицы. « Рождество
Христово» . Святки. Играинсценировка «Колядки». «
Крещение» «Живет в народе
песня». Казачий фольклор:
пословицы, поговорки о
казачьей дружбе. «Степные
рыцари». Лепка «Казачий
струг»
Труд людей родной земли
«Рыцарская жизнь казаков»
Знаменитые жители
донского края
Наш земляк Михаил
Александрович Шолохов
Семейная викторина «Мы —
казаки Донского края»
Содержание данной
программы предполагает
изучение следующих тем:
1. Упражнения без мяча
1.1. Прыжок вверх - вперед
толчком одной и
приземлением на одну ногу.
1.2. Передвижение
приставными шагами правым
(левым) боком:
· с разной скоростью;
· в одном и в разных
направлениях.
1.3. Передвижение правым –
левым боком.
1.4. Передвижение в стойке
баскетболиста.
1.5. Остановка прыжком после
ускорения.
1.6. Остановка в один шаг
после ускорения.
1.7. Остановка в два шага
после ускорения.
1.8. Повороты на месте.
1.9. Повороты в движении.
1.10. Имитация защитных
действий против игрока
нападения.
1.11. Имитация действий
атаки против игрока защиты.
2. Ловля и передача мяча
2.1. Двумя руками от груди,
стоя на месте.
2.2. Двумя руками от груди с
шагом вперед.
2.3. Двумя руками от груди в
движении.
2.4. Передача одной рукой от
плеча.
2.5. Передача одной рукой с
шагом вперед.
2.6. То же после ведения мяча.
2.7. Передача одной рукой с
отскоком от пола.
2.8. Передача двумя руками с
отскоком от пола.
2.9. Передача одной рукой
снизу от пола.
2.10. То же в движении.
2.11. Ловля мяча после
полуотскока.
2.12. Ловля высоко летящего
мяча.
2.13. Ловля катящегося мяча,
стоя на месте.
2.14. Ловля катящегося мяча в
движении.
3. Ведение мяча
3.1. На месте.
3.2. В движении шагом.
3.3. В движении бегом.
3.4. То же с изменением
направления и скорости.
3.5. То же с изменением
высоты отскока.
3.6. Правой и левой рукой
поочередно на месте.
3.7. Правой и левой рукой
поочередно в движении.
3.8. Перевод мяча с правой
руки на левую и обратно, стоя
на месте.
4. Броски мяча
4.1. Одной рукой в
баскетбольный щит с места.
4.2. Двумя руками от груди в
баскетбольный щит с места.
4.3. Двумя руками от груди в
баскетбольный щит после
ведения и остановки.
4.4. Двумя руками от груди в
баскетбольную корзину с
места.
4.5.Двумя руками от груди в
баскетбольную корзину после
ведения.
4.6.Одной рукой в
баскетбольную корзину с
места.
26.
Физкультурноспортивное
Образовательная
программа «Тегрегби»
Тестирование
Образовательнотренировочная
Теоретическая и
практическая
подготовка
27.
Физкультурноспортивное
Образовательная
программа
«Футбол»
Теоретическая
подготовка
Техническая
подготовка
4.7. Одной рукой в
баскетбольную корзину после
ведения.
4.8. Одной рукой в
баскетбольную корзину после
двух шагов.
4.9. В прыжке одной рукой с
места.
4.10. Штрафной.
4.11. Двумя руками снизу в
движении.
4.12. Одной рукой в прыжке
после ловли мяча в движении.
4.13. В прыжке со средней
дистанции.
4.14. В прыжке с дальней
дистанции.
4.15. Вырывание мяча.
4.16. Выбивание мяча.
Тактическая подготовка
1. Защитные действия при
опеке игрока без мяча.
2. Защитные действия при
опеке игрока с мячом.
3. Перехват мяча.
4. Борьба за мяч после отскока
от щита.
5. Быстрый прорыв.
6. Командные действия в
защите.
7. Командные действия в
нападении.
8. Игра в баскетбол с
заданными тактическими
действиями
1 раздел «Основы знаний по
физической культуре и
спорту» говорится о:
2 раздел «Охрана труда и
техника безопасности при
проведении урока регби»
3 раздел «Техническая
подготовка»
4 раздел «Общая физическая
подготовка»:
5 раздел «Специальная
физическая подготовка»
6 раздел «Контрольные и
тестовые упражнения»
7 раздел «Учебновоспитательная работа»
1.
Физическая культура и
спорт в России.
2.
Гигиена, врачебный
контроль и самоконтроль
Индивидуальная,
малыми группами,
командная, беседа.
Влияние физических
упражнений на организм
занимающихся.
3.
Нагрузка и отдых как
взаимосвязанные компоненты
физических упражнений
4.
Спортивные
соревнования, их организация
и проведение.
5.
Строевые упражнения.
6.
Общеразвивающие упр
ажнения без предметов.
7.
Упражнения для
туловища.
8.
Упражнения для ног
9.
Общеразвивающие
упражнения с предметами
10.
Акробатические
упражнения:группировки и
перекаты в различных
положениях, стойка на
лопатках, стойка на голове и
руках, кувырки вперед и
назад; соединение нескольких
акробатических упражнений в
несложные комбинации.
11.
Легкоатлетические
упражнения:
12.
Бег: 30,60 м, повторный
бег - два-три отрезка по 20-30
м (с 10 лет) и по 40 м (с 14
лет), три отрезка по 50-60 м (с
11 лет). Бег с низкого старта
60 м (с 14 лет), 100 м (с 10
лет). Эстафетный бег с
этапами до 50-60 м (с 10лет).
Бег с горизонтальными и
вертикальными
препятствиями (учебные
барьеры, набивные мячи,
условные окопы, количество
препятствий от 4 до 10). Бег
или кросс 500-1000 м.
13.
Прыжки: через планку
с прямого разбега; в высоту с
разбега; в длину с места;
тройной прыжок с места; в
длину с разбега.
14.
Метания: малого мяча с
места в стенку или щит на
дальность отскока; на
дальность; метание гранаты
(250-700 г) с места и с разбега;
толкание ядра весом 3 кг
(девочки 13-16 лет).
15.
Спортивные
игры:Баскетбол, ручной мяч,
футбол, бадминтон и др.
Основные приемы техники
игры в нападении и защите.
Индивидуальные тактические
действия и простейшие
взаимодействия игроков в
защите и нападении.
16.
Подвижные игры:
«Гонка мячей», «Салки»
17.
Эстафеты: «Эстафета
футболистов», «Эстафета
баскетболистов», «Эстафета с
прыжками чехардой»,
«Встречная эстафета с
мячом»,
18.
Упражнения для
развития силы и скоростных
качеств.
19.
Упражнения для
развития выносливости.
20.
Упражнения для
развития ловкости.
21.
Упражнения для
развития навыков быстроты
ответных действий.
22.
Упражнения для
развития:
23.
прыгучести
24.
координации движений
25.
гибкости
26.
Техника владения
мячом полевого игрока
27.
Удары по мячу ногами
28.
Удары по мячу головой
29.
Остановки мяча
30.
Ведение мяча
31.
Обманные движения
(финты)
32.
Отбор мяча
33.
Вбрасывание мяча
34.
Техника владения
мячом вратаря
35.
Ловля мяча
36.
Отбивание мяча
37.
Перевод мяча
38.
Броски мяча
39.
Тактика защиты.
40.
Тактика нападения.
41.
Индивидуальные
тактические действия.
42.
Групповые тактические
действия.
43.
Командные
28.
Физкультурноспортивное
Образовательная
программа
«Волейбол»
Теоретическая
подготовка
Техническая
подготовка
Индивидуальная,
малыми группами,
командная, беседа.
тактические действия.
44.
Тактика игры вратаря
45.
Действия вратаря в
обороне
46.
Действия вратаря в
атаке
Тактические системы
29.
История возникновения
волейбола. Развитие
волейбола.
30.
Правила игры,
соревнования и системы их
проведения. Изучение
основных правил игры,
ведения счета, проведение
игры, круговая система
соревнований, стыковые игры,
система соревнований с
выбыванием.
31.
Упражнения для мышц
туловища и живота.
32.
Упражнения для мышц
рук и плечевого пояса.
33.
Упражнения для мышц
ног.
34.
Для мышц задней
поверхности бедра.
35.
Упражнения
выполняются без предметов и
с предметами (набивные мячи,
гимнастические палки,
гантели, резиновые
амортизаторы, скакалки); на
гимнастических снарядах
(гимнастическая стенка и
скамейка, перекладина, канат);
прыжки в высоту с прямого
разбега (с мостика) через
планку (веревочку).
36.
Акробатические
упражнения: группировки и
перекаты в различных
положениях, стойка на
лопатках, стойка на голове и
руках, кувырки вперед и
назад; соединение нескольких
акробатических упражнений в
несложные комбинации.
37.
Легкоатлетические
упражнения:
38.
Бег: 30,60 м, повторный
бег - два-три отрезка по 20-30
м (с 10 лет) и по 40 м (с 14
лет), три отрезка по 50-60 м (с
11 лет). Бег с низкого старта
60 м (с 14 лет), 100 м (с 10
лет). Эстафетный бег с
этапами до 50-60 м (с 10лет).
Бег с горизонтальными и
вертикальными
препятствиями (учебные
барьеры, набивные мячи,
условные окопы, количество
препятствий от 4 до 10). Бег
или кросс 500-1000 м.
39.
Прыжки: через планку
с прямого разбега; в высоту с
разбега; в длину с места;
тройной прыжок с места; в
длину с разбега.
40.
Метания: малого мяча с
места в стенку или щит на
дальность отскока; на
дальность; метание гранаты
(250-700 г) с места и с разбега;
толкание ядра весом 3 кг
(девочки 13-16 лет).
41.
Спортивные игры:
Баскетбол, ручной мяч,
футбол, бадминтон и др.
Основные приемы техники
игры в нападении и защите.
Индивидуальные тактические
действия и простейшие
взаимодействия игроков в
защите и нападении.
42.
Подвижные игры:
«Гонка мячей», «Салки»
(«Пятнашки»), «Невод»,
«Метко в цель», «Подвижная
цель», «Эстафета с бегом»,
«Эстафета с прыжками», «Мяч
среднему», «Охотники и
утки», «Перестрелка»,
«Перетягивание через черту»,
«Вызывай смену»,
43.
Эстафеты: «Эстафета
футболистов», «Эстафета
баскетболистов», «Эстафета с
прыжками чехардой»,
«Встречная эстафета с
мячом»,
44.
Упражнения для
развития силы и скоростных
качеств.
45.
Упражнения для
развития выносливости.
46.
Упражнения для
развития ловкости.
47.
Упражнения для
развития навыков быстроты
ответных действий.
48.
Упражнения для
развития: прыгучести,
координации движений,
гибкости
49.
Стойки и перемещения.
Примерные упражнения для
их обучения.
50.
Техника подачи мяча и
упражнения для развития
качеств, необходимых при
выполнении подач мяча.
51.
Передачи мяча и
упражнения для обучения
верхней передачи мяча и
нижней передачи.
52.
Прием снизу и
упражнения для обучения
приему мяча снизу.
53.
Техника нападающего
удара и упражнения для
обучения.
54.
Блок и упражнения для
обучения.
55.
Тактика защиты.
56.
Тактика нападения.
57.
Индивидуальные
тактические действия.
58.
Групповые тактические
действия.
59.
Командные
тактические действия.
60.
Учебные и
тренировочные игры.
61.
Контрольные
испытания по ОФП, комплекс
контрольных испытаний.