Положение о школьной службе медиации
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ШОЛОХОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БАЗКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
(МБОУ «Базковская СОШ»)
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
на заседании педагогического
совета МБОУ «Базковская СОШ»
от 30.08.2024 года № 1
приказом от 30.08.2024 года № 259
Директор школы
________________
С.И. Романова
Положение
о школьной службе медиации (примирения)
Ст. Базковская
2024 г.
1. Общие положения
1.1. Служба школьной медиации является объединением учащихся,
педагогов и других участников образовательных отношений,
заинтересованных в разрешении конфликтов и развитии практики
восстановительной медиации в образовательной организации.
1.2. Служба школьной медиации является альтернативой другим способам
реагирования на споры, конфликты, противоправное поведение или
правонарушения несовершеннолетних. Результаты работы службы школьной
медиации и достигнутое соглашение конфликтующих сторон должны
учитываться в случае вынесения административного решения по конфликту
или правонарушению.
1.3. Служба школьной медиации осуществляет свою деятельность на
основании Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в
Российской Федерации», а также в соответствии с «Национальной стратегией
действий в интересах детей 2012–2017 годы», ФГОС основного (полного)
образования и «Стандартами восстановительной медиации» от 2009 года.
2. Цели и задачи службы школьной медиации
2.1. Целями службы школьной медиации являются:
2.1.1. распространение среди участников образовательных отношений
цивилизованных форм разрешения споров и конфликтов (восстановительная
медиация, переговоры и другие способы);
2.1.2. помощь участникам образовательных отношений в разрешении споров
и конфликтных ситуаций на основе принципов и технологии
восстановительной медиации;
2.1.3. формирование благополучной, гуманной и безопасной среды для
полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при
возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в
конфликт с законом.
2.2. Задачами службы школьной медиации являются:
2.2.1. проведение программ восстановительного разрешения конфликтов и
криминальных ситуаций для участников споров, конфликтов и
противоправных ситуаций;
2.2.2. обучение учащихся и других участников образовательных отношений
цивилизованным методам урегулирования конфликтов и осознания
ответственности;
2.2.3. организация просветительных мероприятий и информирование
участников образовательных отношений о миссии, принципах и технологии
восстановительной медиации;
3. Принципы деятельности службы школьной медиации.
Деятельность службы школьной медиации основана на следующих
принципах:
3.1. Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие
учащихся в организации работы службы, так и обязательное согласие
сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.
Допускается направление сторон конфликта и их законных представителей
на предварительную встречу с медиатором, после которой стороны могут
участвовать или не участвовать в программе восстановительного разрешения
конфликта и криминальной ситуации.
3.2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы
школьной медиации не разглашать полученные в процессе медиации
сведения за исключением примирительного договора (по согласованию с
участниками встречи), подписанного ими. Также исключение составляет
ставшая известная медиатору информация о готовящемся преступлении.
3.3. Принцип нейтральности, запрещающий службе школьной медиации
принимать сторону какого-либо участника конфликта (в том числе
администрации). Нейтральность предполагает, что служба не выясняет
вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является
независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти
решение.
4. Порядок формирования службы школьной медиации
4.1. В состав службы школьной медиации входят: руководитель
(координатор), социальный педагог, психолог, медиатор (ведущий
программ примирения).
В состав службы школьной медиации могут входить учащиеся 7–11 классов,
прошедшие обучение проведению восстановительной медиации.
4.2. Руководитель службы осуществляет общее руководство службой,
организовывает порядок и контроль реализации программ, ведет
мониторинг и анализ программ медиации. Обязанности по руководству
службой школьной медиации возлагаются на руководителя приказом
директора образовательной организации.
4.3. Социальный педагог ведет случай, осуществляет связь между
подростком, его семьей и окружением, обеспечивает преемственность
воздействия специалистов службы медиации на участников случая
(конфликта).
4.4. Психолог ведет консультирование подростка, родителей, проводит
индивидуальные и групповые занятия с подростком.
4.5. Медиатор (ведущий программы примирения) ведет переговоры
участников случая (конфликта), подготавливает и проводит примирительные
встречи, фиксирует их результаты.
4.6. Родители дают согласие на работу своего ребенка в качестве ведущих
примирительных встреч (медиаторов).
4.7. Вопросы членства в службе школьной медиации, требований к
учащимся, входящим в состав службы, и иные вопросы, не
регламентированные настоящим Положением, могут определяться уставом
службы, принимаемым службой примирения самостоятельно.
5. Порядок работы службы школьной медиации
5.1. Служба школьной медиации может получать информацию о случаях
конфликтного или криминального характера от педагогов, учащихся,
администрации МБОУ «Базковская СОШ», членов службы школьной
медиации, родителей.
5.2. Служба школьной медиации принимает решение о возможности или
невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае
самостоятельно, в том числе на основании предварительных встреч со
сторонами конфликта. При необходимости, о принятом решении
информируются должностные лица образовательной организации.
5.3. Программы восстановительного разрешения конфликтов и
криминальных ситуаций проводится только в случае согласия
конфликтующих сторон на участие.
При несогласии сторон, им могут быть предложены психологическая помощь
или другие существующие в образовательной организации формы работы.
Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как
правонарушение или преступление, для проведения программы также
необходимо согласие родителей или их участие во встрече.
5.4. Медиация может проводиться по делам, рассматриваемым в ОПДН,
КДН и ЗП или суде. Медиация (или другая восстановительная программа) не
отменяет рассмотрения дела в КДН и ЗП или суде, но ее результаты и
достигнутая договоренность может учитываться при вынесении решения по
делу.
5.5. В случае если примирительная программа планируется, когда дело
находится на этапе дознания, следствия или в суде, то о ее проведении
ставится в известность администрация МБОУ «Базковская СОШ» и
родители.
5.6. Переговоры с родителями и должностными лицами проводит
руководитель службы школьной медиации.
5.7. Медиатор вправе отказаться от проведения медиации или любой другой
восстановительной программы на основании своих профессиональных
стандартов, либо в случае недостаточной квалификации, или невозможности
обеспечить безопасность процесса.
В этом случае МБОУ «Базковская СОШ» может использовать иные
педагогические технологии.
5.8. В сложных ситуациях (как правило, если в ситуации есть материальный
ущерб, среди участников есть взрослые или родители, а также в случае
криминальной ситуации) руководитель службы школьной медиации
принимает участие в проводимой программе.
5.9. Служба школьной медиации самостоятельно определяет сроки и этапы
проведения примирительной программы в каждом отдельном случае.
5.11. В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие
стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут
фиксироваться в письменном примирительном договоре или устном
соглашении.
5.12. При необходимости служба школьной медиации передает копию
примирительного договора администрации образовательной организации.
5.13. Служба школьной медиации помогает определить способ выполнения
обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не
несет ответственность за их выполнение.
При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба школьной
медиации может проводить дополнительные встречи сторон и помочь
сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления.
5.14. При необходимости служба школьной медиации информирует
участников примирительной программы о возможностях других
специалистов (социального педагога, психолога, специалистов учреждений
социальной сферы, психолого - педагогических центров).
5.15. Деятельность службы школьной медиации фиксируется в журналах и
отчетах, которые являются внутренними документами службы.
5.16. Руководитель службы школьной медиации обеспечивает мониторинг
проведенных программ, проведение супервизий с учащимися-медиаторами
на соответствие их деятельности принципам восстановительной медиации.
5.17. Служба школьной медиации рекомендует участникам конфликта на
время проведения процедуры медиации воздержаться от обращений в
вышестоящие инстанции, средства массовой информации или судебные
органы.
5.18. По согласованию с администрацией МБОУ «Базковская СОШ» и
руководителем службы, медиаторы могут проводить медиацию по
конфликтам между педагогами и администрацией, конфликтам родителей и
их детей, а также по семейным конфликтам и спорам.
5.20. При необходимости служба школьной медиации получает у сторон
разрешение на обработку их персональных данных в соответствии с законом
«О персональных данных» 152- ФЗ.
6. Организация деятельности службы школьной медиации
6.1. Службе школьной медиации администрация МБОУ «Базковская СОШ»
предоставляет помещение для сборов и проведения примирительных
программ, а также возможность использовать иные ресурсы МБОУ
«Базковская СОШ» (оборудование, оргтехнику, канцелярские
принадлежности, средства информации и другие).
6.2. Поддержка и сопровождение службы школьной медиации может
осуществляться социально-психологическими центрами или общественными
организациями, имеющими обученных и практикующих медиаторов, по
договору на возмездной или безвозмездной основе.
6.3. Должностные лица МБОУ «Базковская СОШ» оказывают службе
школьной медиации содействие в распространении информации о
деятельности службы среди педагогов и учащихся.
6.4. Служба школьной медиации в рамках своей компетенции
взаимодействует с психологом, социальным педагогом и другими
специалистами образовательной организации.
6.5. Администрация содействует службе школьной медиации в организации
взаимодействия с педагогами образовательной организации, а также
социальными службами и другими организациями.
Администрация поддерживает обращения педагогов и учащихся в службу
школьной медиации, а также содействует освоению ими навыков
восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций.
6.6. В случае, если стороны согласились на примирительную встречу то
применение административных санкций в отношении данных участников
конфликта приостанавливаются. Решение о необходимости возобновления
административных действий принимается после получения информации о
результатах работы службы школьной медиации и достигнутых
договоренностях сторон.
6.7. Администрация МБОУ «Базковская СОШ» поддерживает участие
руководителя и медиаторов службы в собраниях ассоциации (сообщества)
медиаторов, супервизиях и в повышении их квалификации.
6.8. Не реже, чем один раз в четверть проводятся совещания между
администрацией и службой школьной медиации по улучшению работы
службы и ее взаимодействия с педагогами с целью предоставления
возможности участия в примирительных встречах большему числу
желающих.
6.9. В случае, если примирительная программа проводилась по факту, по
которому возбуждено уголовное дело, администрация МБОУ «Базковская
СОШ» может ходатайствовать о приобщении к материалам дела
примирительного договора, а также иных документов в качестве материалов,
характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное
возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на
заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.
6.10. Служба школьной медиации может вносить на рассмотрение
администрации предложения по снижению конфликтности в МБОУ
«Базковская СОШ».
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения.
7.2. Изменения в настоящее Положение вносятся директором МБОУ
«Базковская СОШ» по предложению службы школьной медиации,
управляющего совета или органов самоуправления.
7.3. Вносимые изменения не должны противоречить «Стандартам
восстановительной медиации».