ПОЛОЖЕНИЕ о классном руководстве

МБОУ «Базковская средняя  общеобразовательная  школа»

ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО

на заседании 

педагогического совета 

МБОУ «Базковская СОШ»

протокол от  31.08.2020 года №2

Директор  МБОУ «Базковская СОШ»

______________Романова С.И.

приказ от 17.09.2020 года № 258

ПОЛОЖЕНИЕ

о классном руководстве

1. Общие положения

1.1. Настоящее   Положение   разработано   в   соответствии с Методическими

рекомендациями   Министерства   просвещения   Российской   Федерации   по

организации   работы   педагогических     работников,   осуществляющих   классное

руководство в общеобразовательных организациях от 12.05.2020 года № ВБ —

1011/08.

1.2.   Организация   деятельности,   связанной   с   классным   руководством,

осуществляется   с   учётом   комплекса   вопросов,   относящихся   к   основным

принципам   и   приоритетам   государственной   политики   в   сфере   образования,

правовым,   организационным   и   экономическим   основам   образования   в

Российской   Федерации,   общим   правилам   организации   образовательной

деятельности, а также к области трудового права.

1.3. Перечень документов по вопросам организации деятельности, связанной с

классным руководством, является многоуровневым, содержит нормативные акты,

регламентирующие процессы воспитания в школе. 

1.4. Общеобязательные нормы в части обеспечения воспитательного процесса в

школе закрепляют:

- Конституция Российской Федерации, Конституции и Уставы субъектов

Российской Федерации, устанавливающие право каждого гражданина на

образование   и   закрепляющие   осуществление   процессов   воспитания   и

обучения как предмета совместного ведения с Российской Федерацией;

- Семейный кодекс Российской Федерации;

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в

Российской Федерации";

- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях

прав ребенка в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы

профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";

- Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ "О защите детей

от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию";

- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 "О

мероприятиях по реализации государственной социальной политики";

1

- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. 2018 года №

204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской

Федерации на период до 2024 года";

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.

№   996-р   "Об   утверждении   Стратегии   развития   воспитания   в   Российской

Федерации на период до 2025 года";

- Приказы Минобрнауки России: от 6 октября 2009 г. № 373 "Об

утверждении   и   введении   в   действие   федерального   государственного

образовательного стандарта начального общего образования", от 17 декабря

2010   №1897   "Об   утверждении   федерального   государственного

образовательного стандарта основного общего образования", от 17 мая 2012 г.

№ 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного

стандарта среднего общего образования";

- Приказ Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536 "Об утверждении

Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических

и   иных   работников   организаций,   осуществляющих   образовательную

деятельность

1.5.   Деятельность   классного   руководителя   основывается   на   принципах

демократии,   гуманизма,   приоритета   общечеловеческих   ценностей,   жизни   и

здоровья   детей,   гражданственности,   свободного   развития   личности.     Работа

классного   руководителя   -   целенаправленная,   системная,   планируемая

деятельность,   строящаяся   на   основе   программы   воспитания   всего

образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных

тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода

с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом.

1.6. Директор образовательного учреждения назначает и освобождает учителя от

классного руководства приказом по школе в начале учебного года, заключает с

педагогом     дополнительное   соглашение   о   закреплении   за   ним   классного

руководства.   Непосредственное   руководство   работой   классного   руководителя

осуществляет заместитель директора школы по воспитательной работе.

1.7. Свою деятельность классный руководитель осуществляет в тесном контакте с

администрацией   школы,   органами   школьного   и   классного   ученического

самоуправления,   родителями   (законными   представителями)   обучающихся,

классным и общешкольным родительскими комитетами, социальным педагогом,

психологом, педагогами школы.

2.  Цели   и   принципы   деятельности   педагогических   работников,

осуществляющих классное руководство

2.1. Воспитательный процесс в образовательных организациях осуществляется в

целях   формирования   и   развития   личности   в   соответствии   с   семейными   и

общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

Важнейшими принципами организации социально-значимых задач и содержания

воспитания и успешной социализации обучающихся следует считать:

2.2. Опору на духовно-нравственные ценности народов Российской Федерации,

исторические и национально-культурные традиции;

2.3.   Организацию   социально   открытого   пространства   духовно-нравственного

2

развития и воспитания личности гражданина России;

2.4. Нравственный пример педагогического работника;

2.5. Интегративность программ духовно-нравственного воспитания;

2.6. Социальную востребованность воспитания;

2.7.   Поддержку   единства,   целостности,   преемственности   и   непрерывности

воспитания;

2.8. Признание определяющей роли семьи ребёнка и соблюдение прав родителей

(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

2.9.   Обеспечение   защиты   прав   и   соблюдение   законных   интересов   каждого

ребёнка, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования;

2.10.   Кооперацию   и   сотрудничество   субъектов   системы   воспитания   (семьи,

общества, государства, образовательных и научных организаций).

3.   Приоритетные   задачи   деятельности   педагогических   работников,

связанной с классным руководством

3.1.Приоритетными   задачами   деятельности   по   классному   руководству,

соответствующими   государственным   приоритетам   в   области   воспитания   и

социализации обучающихся, являются:

3.2. Создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе путем

гуманизации   межличностных   отношений,   формирования   навыков   общения

обучающихся, детско-взрослого общения, основанного на принципах взаимного

уважения   и   взаимопомощи,   ответственности,   коллективизма   и   социальной

солидарности, недопустимости любых форм и видов травли, насилия, проявления

жестокости;

3.3.   Формирование   у   обучающихся   высокого   уровня   духовно-нравственного

развития,   основанного   на   принятии   общечеловеческих   и   российских

традиционных духовных ценностей и практической готовности им следовать;

3.4. Формирование внутренней позиции личности обучающегося по отношению к

негативным явлениям окружающей социальной действительности, в частности,

по   отношению   к   кибербуллингу,   деструктивным   сетевым   сообществам,

употреблению различных веществ, способных нанести вред здоровью человека;

культу насилия, жестокости и агрессии; обесцениванию жизни человека и др.;

3.5.   Формирование   у   обучающихся   активной   гражданской   позиции,   чувства

ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности

российского народа и судьбе России, включая неприятие попыток пересмотра

исторических фактов, в частности, событий и итогов второй мировой войны;

3.6.   Формирование   способности   обучающихся   реализовать   свой   потенциал   в

условиях   современного   общества   за   счёт   активной   жизненной   и   социальной

позиции,   использования   возможностей   волонтёрского   движения,   детских

общественных движений, творческих и научных сообществ.

Условиями успешного решения обозначенных задач являются:

3.7.   Выбор   эффективных   педагогических   форм   и   методов   достижения

результатов   духовно-нравственного   воспитания   и   развития   личности

обучающихся на основе опыта и традиций отечественной педагогики, активного

освоения   успешных   современных   воспитательных   практик,   непрерывного

развития педагогической компетентности;

3

3.8. Реализация процессов духовно-нравственного воспитания и социализации

обучающихся   с   использованием   ресурсов   социально-педагогического

партнёрства;

3.9.   Взаимодействие   с   родителями   (законными   представителями)

несовершеннолетних   обучающихся,   повышение   их   педагогической

компетентности, в том числе, в вопросах информационной безопасности детей,

методах ограничения доступности интернет-ресурсов, содержащих информацию,

причиняющую   вред   здоровью   и   развитию   детей,   поддержка   семейного

воспитания и семейных ценностей, содействие формированию ответственного и

заинтересованного отношения семьи к воспитанию детей;

3.10.   Обеспечение   защиты   прав   и   соблюдения   законных   интересов   каждого

ребёнка   в   области   образования   посредством   взаимодействия   с   членами

педагогического   коллектива   общеобразовательной   организации,   органами

социальной защиты, охраны правопорядка и т.д.;

3.11.   Участие   в   организации   комплексной   поддержки   детей,   находящихся   в

трудной жизненной ситуации.

Классное   руководство   устанавливается   с   целью   регулирования   состава   и

содержания   действий,   выполняемых   при   его   осуществлении   как   конкретного

вида   дополнительной   педагогической   деятельности,   которую   педагогический

работник принимает на себя добровольно, на условиях дополнительной оплаты. 

Деятельность, связанная с классным руководством, содержит следующие блоки:

3.12. Личностно ориентированная деятельность по воспитанию и социализации

обучающихся в классе, включая:

- содействие повышению дисциплинированности и академической успешности

каждого   обучающегося,   в   том   числе   путём   осуществления   контроля

посещаемости и успеваемости;

- обеспечение включенности всех обучающихся в воспитательные мероприятия

по приоритетным направлениям деятельности по воспитанию и социализации;

-   содействие   успешной   социализации   обучающихся   путём   организации

мероприятий и видов деятельности, обеспечивающих формирование у них опыта

социально и личностно значимой деятельности, в том числе с использованием

возможностей   волонтёрского   движения,   детских   общественных   движений,

творческих и научных сообществ;

- осуществление индивидуальной поддержки каждого обучающегося класса на

основе изучения его психофизиологических особенностей, социально-бытовых

условий жизни  и  семейного  воспитания,  социокультурной ситуации  развития

ребёнка в семье;

-   выявление   и   поддержку   обучающихся,   оказавшихся   в   сложной   жизненной

ситуации,   оказание   помощи   в   выработке   моделей   поведения   в   различных

трудных   жизненных   ситуациях,   в   том   числе   проблемных,   стрессовых   и

конфликтных;

-   выявление   и   педагогическую   поддержку   обучающихся,   нуждающихся   вХочу такой сайт

психологической помощи;

-   профилактику   наркотической   и   алкогольной   зависимости,   табакокурения,

употребления вредных для здоровья веществ;

- формирование навыков информационной безопасности;

4

- содействие  формированию у детей  с устойчиво  низкими образовательными

результатами мотивации к обучению, развитию у них познавательных интересов;

- поддержку талантливых обучающихся, в том числе содействие развитию их

способностей;

- обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов обучающихся, в

том числе гарантий доступности ресурсов системы образования.

3.13.   Деятельность   по   воспитанию   и   социализации   обучающихся,

осуществляемая с классом как социальной группой, включая:

- изучение и анализ характеристик класса как малой социальной группы;

-   регулирование   и   гуманизацию   межличностных   отношений   в   классе,

формирование   благоприятного   психологического   климата,   толерантности   и

навыков общения в полиэтнической, поликультурной среде;

- формирование ценностно-ориентационного единства в классе по отношению к

национальным,   общечеловеческим,   семейным   ценностям,   здоровому   образу

жизни, активной гражданской позиции, патриотизму, чувству ответственности за

будущее страны; признанию ценности достижений и самореализации в учебной,

спортивной, исследовательской, творческой и иной деятельности;

- организацию и поддержку всех форм и видов конструктивного взаимодействия

обучающихся, в том числе их включённости в волонтерскую деятельность и в

реализацию социальных и образовательных проектов;

- выявление и своевременную коррекцию деструктивных отношений, создающих

угрозы физическому и психическому здоровью обучающихся;

-   профилактику   девиантного   и   асоциального   поведения   обучающихся,   в   том

числе всех форм проявления жестокости, насилия, травли в детском коллективе.

3.14   Осуществление   воспитательной   деятельности   во   взаимодействии   с

родителями   (законными   представителями)   несовершеннолетних   обучающихся,

включая:

-   привлечение   родителей   (законных   представителей)   к   сотрудничеству   в

интересах обучающихся в целях формирования единых подходов к воспитанию и

создания   наиболее   благоприятных   условий   для   развития   личности   каждого

ребёнка;

-   регулярное   информирование   родителей   (законных   представителей)   об

особенностях   осуществления   образовательного   процесса   в   течение   учебного

года, основных содержательных и организационных изменениях, о внеурочных

мероприятиях и событиях жизни класса;

- координацию взаимосвязей между родителями (законными представителями)

несовершеннолетних   обучающихся   и   другими   участниками   образовательных

отношений;

- содействие повышению педагогической компетентности родителей (законных

представителей)   путём   организации   целевых   мероприятий,   оказания

консультативной   помощи   по   вопросам   обучения   и   воспитания,   личностного

развития детей.

3.15.   Осуществление   воспитательной   деятельности   во   взаимодействии   с

педагогическим коллективом, включая:

-  взаимодействие   с   членами  педагогического   коллектива   с   целью   разработки

единых   педагогических   требований,   целей,   задач   и   подходов   к   обучению   и

5

воспитанию с учётом особенностей условий деятельности общеобразовательной

организации;

-   взаимодействие   с   администрацией   общеобразовательной   организации   и

учителями   учебных   предметов   по   вопросам   контроля   и   повышения

результативности учебной деятельности обучающихся и класса в целом;

- взаимодействие с педагогом-психологом, социальным педагогом и педагогами

дополнительного образования по вопросам изучения личностных особенностей

обучающихся, их адаптации и интеграции в коллективе класса, построения и

коррекции индивидуальных траекторий личностного развития;

- взаимодействие с учителями учебных предметов и педагогами дополнительного

образования   по   вопросам   включения   обучающихся   в   различные   формы

деятельности:   интеллектуально-познавательную,   творческую,   трудовую,

общественно   полезную,   художественно-эстетическую,   физкультурно-

спортивную, игровую и др.;

-   взаимодействие   с   педагогом-организатором,   педагогом-библиотекарем,

педагогами дополнительного образования и старшими вожатыми по вопросам

вовлечения   обучающихся   класса   в   систему   внеурочной   деятельности,

организации внешкольной работы, досуговых и каникулярных мероприятий;

-   взаимодействие   с   педагогическими   работниками   и   администрацией

общеобразовательной   организации   по   вопросам   профилактики   девиантного   и

асоциального поведения обучающихся;

-   взаимодействие   с   администрацией   и   педагогическими   работниками

общеобразовательной   организации   (социальным   педагогом,   педагогом-

психологом, и др.) с целью организации комплексной поддержки обучающихся,

находящихся в трудной жизненной ситуации.

3.16. Участие в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии

с социальными партнерами, включая:

-   участие   в   организации   комплексной   поддержки   детей   из   групп   риска,

находящихся   в   трудной   жизненной   ситуации,   с   привлечением   работников

социальных   служб,   правоохранительных   органов,   организаций   сферы

здравоохранения,   дополнительного   образования   детей,   культуры,   спорта,

профессионального образования, бизнеса.

3.17.  Ведение и составление педагогическими работниками, осуществляющими

классное руководство, следующей документации:

- классный журнал (в бумажной форме) в части внесения в него и актуализации

списка обучающихся, электронный журнал.

-   план   работы   в   рамках   деятельности,   связанной   с   классным   руководством,

требования   к   оформлению   которого   могут   быть   установлены   локальным

нормативным актом школы.

- социальный паспорт класса

- папка  классного руководителя

- личные дела учащихся

- Характеристики учащихся

- документация  по вопросам профилактики правонарушений и безнадзорности

несовершеннолетних.

6

4. Организация деятельности классного руководителя

4.1.Деятельность   классного   руководителя   с   классом   и   отдельными   его

учащимися может строиться в соответствии с данной циклограммой:

4.2.Классный руководитель ежедневно:

-  определяет   отсутствующих   на   занятиях   и   опоздавших   учащихся,   выясняет

причины их отсутствия или опоздания, проводит профилактическую работу по

предупреждению опозданий и не посещаемости учебных занятий; организует и

контролирует дежурство учащихся в классном кабинете;

- организует различные формы индивидуальной работы с учащимися, в том числе

в случае возникновения девиации в их поведении;

4.3.  Классный руководитель еженедельно:

- проводит классный час в соответствии с планом;

- организует работу классного актива;

- организует работу с родителями (по ситуации);

-   проводит   работу   с   учителями-предметниками,   работающими   в   классе   (по

ситуации);

- анализирует состояние успеваемости в классе в целом и у отдельных учащихся;

4.4. Классный руководитель в течение учебного периода:

- проводит анализ выполнения плана воспитательной работы за отчётный период,

состояния успеваемости и уровня воспитанности учащихся;

- проводит коррекцию плана воспитательной работы на новый отчётный период;

- проводит классное родительское собрание;

4.5.  Классный руководитель ежегодно:

- оформляет личные дела учащихся;

-   анализирует   состояние   воспитательной   работы   в   классе   и   уровень

воспитанности учащихся в течение года;

- составляет план воспитательной работы в классе;

- собирает и предоставляет в администрацию школы статистическую отчетность

об учащихся класса;

- составляет социальный паспорт класса.

5. Взаимоотношения и связи по должности

Классный руководитель:

5.1. Под руководством заместителя директора школы по учебно-воспитательной

работе планирует свою работу и представляет план на утверждение заместителю

директора по учебно-воспитательной работе.

5.2. Учитывая большую учебную нагрузку школьного учителя как преподавателя

учебных   дисциплин,   педагогический   коллектив   самостоятельно   определяет

режим работы классного руководителя, исходя из конкретных обстоятельств и

условий жизни школы, планах общей работы школы и установленных традициях

жизнедеятельности школы. 

5.3.   Представляет   заместителю   директора   по   учебно-воспитательной   работе

письменный анализ результативности воспитательной работы с классом (раз в

год)

5.4.   Получает   от   директора   школы   и   непосредственного   руководителя

информацию нормативно-правового и организационно-методического характера,

7

знакомится под расписку с соответствующими документами.

5.5. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его

компетенцию,   с   педагогическими   работниками,   психологом,   социальным

педагогом, библиотекарем и заместителем директора школы.

5.6. Исполнение обязанностей осуществляется  на основании приказа директора

школы.

5.7. Контроль  деятельности  классного  руководителя осуществляет заместитель

директора по учебно-воспитательной работе.

6.   Оценка   эффективности   деятельности   педагогических   работников   по

классному руководству

6.1.К критериям эффективности процесса деятельности, связанной с классным

руководством, относятся:

- комплексность как степень охвата в воспитательном процессе направлений,

обозначенных в нормативных документах;

-   адресность   как   степень   учёта   в   воспитательном   процессе   возрастных   и

личностных особенностей детей, характеристик класса;

- инновационность как степень использования новой по содержанию и формам

подачи   информации,   личностно   значимой   для   современных   обучающихся,

интересных для них форм и методов взаимодействия, в том числе, интернет-

ресурсов, сетевых сообществ, ведения блогов и т.д.;

-   системность   как   степень   вовлечённости   в   решение   воспитательных   задач

разных субъектов воспитательного процесса.

6.2.   Наиболее   доступной   формой   является   экспертное   оценивание,   которое

следует проводить с учетом основных принципов проведения экспертизы.

7. Механизмы материального стимулирования педагогических работников к

осуществлению классного руководства

7.1.Ежемесячные   выплаты   педагогическим   работникам   за   осуществление

классного руководства являются обязательным условием возложения на них с их

письменного согласия этого дополнительного вида деятельности.

7.2. По поручению Президента Российской Федерации осуществляется выплата

ежемесячного   денежного   вознаграждения   педагогическим   работникам

государственных   и   муниципальных   общеобразовательных   организаций   за

классное   руководство   в   размере   не   менее   5   тысяч   рублей   с   использованием

средств федерального бюджета. Указанная выплата обеспечивается с 1 сентября

2020   года   с   сохранением   ранее   установленных   доплат,   которые   получают

педагогические работники за классное руководство.

8

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».