ПОЛОЖЕНИЕ о классном руководстве
МБОУ «Базковская средняя общеобразовательная школа»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
на заседании
педагогического совета
МБОУ «Базковская СОШ»
протокол от 31.08.2020 года №2
Директор МБОУ «Базковская СОШ»
______________Романова С.И.
приказ от 17.09.2020 года № 258
ПОЛОЖЕНИЕ
о классном руководстве
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Методическими
рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации по
организации работы педагогических работников, осуществляющих классное
руководство в общеобразовательных организациях от 12.05.2020 года № ВБ —
1011/08.
1.2. Организация деятельности, связанной с классным руководством,
осуществляется с учётом комплекса вопросов, относящихся к основным
принципам и приоритетам государственной политики в сфере образования,
правовым, организационным и экономическим основам образования в
Российской Федерации, общим правилам организации образовательной
деятельности, а также к области трудового права.
1.3. Перечень документов по вопросам организации деятельности, связанной с
классным руководством, является многоуровневым, содержит нормативные акты,
регламентирующие процессы воспитания в школе.
1.4. Общеобязательные нормы в части обеспечения воспитательного процесса в
школе закрепляют:
- Конституция Российской Федерации, Конституции и Уставы субъектов
Российской Федерации, устанавливающие право каждого гражданина на
образование и закрепляющие осуществление процессов воспитания и
обучения как предмета совместного ведения с Российской Федерацией;
- Семейный кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации";
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
- Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ "О защите детей
от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию";
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 "О
мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
1
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. 2018 года №
204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года";
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.
№ 996-р "Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года";
- Приказы Минобрнауки России: от 6 октября 2009 г. № 373 "Об
утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования", от 17 декабря
2010 №1897 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования", от 17 мая 2012 г.
№ 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования";
- Приказ Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536 "Об утверждении
Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических
и иных работников организаций, осуществляющих образовательную
деятельность
1.5. Деятельность классного руководителя основывается на принципах
демократии, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и
здоровья детей, гражданственности, свободного развития личности. Работа
классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая
деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего
образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных
тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода
с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом.
1.6. Директор образовательного учреждения назначает и освобождает учителя от
классного руководства приказом по школе в начале учебного года, заключает с
педагогом дополнительное соглашение о закреплении за ним классного
руководства. Непосредственное руководство работой классного руководителя
осуществляет заместитель директора школы по воспитательной работе.
1.7. Свою деятельность классный руководитель осуществляет в тесном контакте с
администрацией школы, органами школьного и классного ученического
самоуправления, родителями (законными представителями) обучающихся,
классным и общешкольным родительскими комитетами, социальным педагогом,
психологом, педагогами школы.
2. Цели и принципы деятельности педагогических работников,
осуществляющих классное руководство
2.1. Воспитательный процесс в образовательных организациях осуществляется в
целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и
общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Важнейшими принципами организации социально-значимых задач и содержания
воспитания и успешной социализации обучающихся следует считать:
2.2. Опору на духовно-нравственные ценности народов Российской Федерации,
исторические и национально-культурные традиции;
2.3. Организацию социально открытого пространства духовно-нравственного
2
развития и воспитания личности гражданина России;
2.4. Нравственный пример педагогического работника;
2.5. Интегративность программ духовно-нравственного воспитания;
2.6. Социальную востребованность воспитания;
2.7. Поддержку единства, целостности, преемственности и непрерывности
воспитания;
2.8. Признание определяющей роли семьи ребёнка и соблюдение прав родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
2.9. Обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого
ребёнка, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования;
2.10. Кооперацию и сотрудничество субъектов системы воспитания (семьи,
общества, государства, образовательных и научных организаций).
3. Приоритетные задачи деятельности педагогических работников,
связанной с классным руководством
3.1.Приоритетными задачами деятельности по классному руководству,
соответствующими государственным приоритетам в области воспитания и
социализации обучающихся, являются:
3.2. Создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе путем
гуманизации межличностных отношений, формирования навыков общения
обучающихся, детско-взрослого общения, основанного на принципах взаимного
уважения и взаимопомощи, ответственности, коллективизма и социальной
солидарности, недопустимости любых форм и видов травли, насилия, проявления
жестокости;
3.3. Формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного
развития, основанного на принятии общечеловеческих и российских
традиционных духовных ценностей и практической готовности им следовать;
3.4. Формирование внутренней позиции личности обучающегося по отношению к
негативным явлениям окружающей социальной действительности, в частности,
по отношению к кибербуллингу, деструктивным сетевым сообществам,
употреблению различных веществ, способных нанести вред здоровью человека;
культу насилия, жестокости и агрессии; обесцениванию жизни человека и др.;
3.5. Формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства
ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, включая неприятие попыток пересмотра
исторических фактов, в частности, событий и итогов второй мировой войны;
3.6. Формирование способности обучающихся реализовать свой потенциал в
условиях современного общества за счёт активной жизненной и социальной
позиции, использования возможностей волонтёрского движения, детских
общественных движений, творческих и научных сообществ.
Условиями успешного решения обозначенных задач являются:
3.7. Выбор эффективных педагогических форм и методов достижения
результатов духовно-нравственного воспитания и развития личности
обучающихся на основе опыта и традиций отечественной педагогики, активного
освоения успешных современных воспитательных практик, непрерывного
развития педагогической компетентности;
3
3.8. Реализация процессов духовно-нравственного воспитания и социализации
обучающихся с использованием ресурсов социально-педагогического
партнёрства;
3.9. Взаимодействие с родителями (законными представителями)
несовершеннолетних обучающихся, повышение их педагогической
компетентности, в том числе, в вопросах информационной безопасности детей,
методах ограничения доступности интернет-ресурсов, содержащих информацию,
причиняющую вред здоровью и развитию детей, поддержка семейного
воспитания и семейных ценностей, содействие формированию ответственного и
заинтересованного отношения семьи к воспитанию детей;
3.10. Обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов каждого
ребёнка в области образования посредством взаимодействия с членами
педагогического коллектива общеобразовательной организации, органами
социальной защиты, охраны правопорядка и т.д.;
3.11. Участие в организации комплексной поддержки детей, находящихся в
трудной жизненной ситуации.
Классное руководство устанавливается с целью регулирования состава и
содержания действий, выполняемых при его осуществлении как конкретного
вида дополнительной педагогической деятельности, которую педагогический
работник принимает на себя добровольно, на условиях дополнительной оплаты.
Деятельность, связанная с классным руководством, содержит следующие блоки:
3.12. Личностно ориентированная деятельность по воспитанию и социализации
обучающихся в классе, включая:
- содействие повышению дисциплинированности и академической успешности
каждого обучающегося, в том числе путём осуществления контроля
посещаемости и успеваемости;
- обеспечение включенности всех обучающихся в воспитательные мероприятия
по приоритетным направлениям деятельности по воспитанию и социализации;
- содействие успешной социализации обучающихся путём организации
мероприятий и видов деятельности, обеспечивающих формирование у них опыта
социально и личностно значимой деятельности, в том числе с использованием
возможностей волонтёрского движения, детских общественных движений,
творческих и научных сообществ;
- осуществление индивидуальной поддержки каждого обучающегося класса на
основе изучения его психофизиологических особенностей, социально-бытовых
условий жизни и семейного воспитания, социокультурной ситуации развития
ребёнка в семье;
- выявление и поддержку обучающихся, оказавшихся в сложной жизненной
ситуации, оказание помощи в выработке моделей поведения в различных
трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и
конфликтных;
- выявление и педагогическую поддержку обучающихся, нуждающихся в
психологической помощи;
- профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения,
употребления вредных для здоровья веществ;
- формирование навыков информационной безопасности;
4
- содействие формированию у детей с устойчиво низкими образовательными
результатами мотивации к обучению, развитию у них познавательных интересов;
- поддержку талантливых обучающихся, в том числе содействие развитию их
способностей;
- обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов обучающихся, в
том числе гарантий доступности ресурсов системы образования.
3.13. Деятельность по воспитанию и социализации обучающихся,
осуществляемая с классом как социальной группой, включая:
- изучение и анализ характеристик класса как малой социальной группы;
- регулирование и гуманизацию межличностных отношений в классе,
формирование благоприятного психологического климата, толерантности и
навыков общения в полиэтнической, поликультурной среде;
- формирование ценностно-ориентационного единства в классе по отношению к
национальным, общечеловеческим, семейным ценностям, здоровому образу
жизни, активной гражданской позиции, патриотизму, чувству ответственности за
будущее страны; признанию ценности достижений и самореализации в учебной,
спортивной, исследовательской, творческой и иной деятельности;
- организацию и поддержку всех форм и видов конструктивного взаимодействия
обучающихся, в том числе их включённости в волонтерскую деятельность и в
реализацию социальных и образовательных проектов;
- выявление и своевременную коррекцию деструктивных отношений, создающих
угрозы физическому и психическому здоровью обучающихся;
- профилактику девиантного и асоциального поведения обучающихся, в том
числе всех форм проявления жестокости, насилия, травли в детском коллективе.
3.14 Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с
родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся,
включая:
- привлечение родителей (законных представителей) к сотрудничеству в
интересах обучающихся в целях формирования единых подходов к воспитанию и
создания наиболее благоприятных условий для развития личности каждого
ребёнка;
- регулярное информирование родителей (законных представителей) об
особенностях осуществления образовательного процесса в течение учебного
года, основных содержательных и организационных изменениях, о внеурочных
мероприятиях и событиях жизни класса;
- координацию взаимосвязей между родителями (законными представителями)
несовершеннолетних обучающихся и другими участниками образовательных
отношений;
- содействие повышению педагогической компетентности родителей (законных
представителей) путём организации целевых мероприятий, оказания
консультативной помощи по вопросам обучения и воспитания, личностного
развития детей.
3.15. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с
педагогическим коллективом, включая:
- взаимодействие с членами педагогического коллектива с целью разработки
единых педагогических требований, целей, задач и подходов к обучению и
5
воспитанию с учётом особенностей условий деятельности общеобразовательной
организации;
- взаимодействие с администрацией общеобразовательной организации и
учителями учебных предметов по вопросам контроля и повышения
результативности учебной деятельности обучающихся и класса в целом;
- взаимодействие с педагогом-психологом, социальным педагогом и педагогами
дополнительного образования по вопросам изучения личностных особенностей
обучающихся, их адаптации и интеграции в коллективе класса, построения и
коррекции индивидуальных траекторий личностного развития;
- взаимодействие с учителями учебных предметов и педагогами дополнительного
образования по вопросам включения обучающихся в различные формы
деятельности: интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую,
общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-
спортивную, игровую и др.;
- взаимодействие с педагогом-организатором, педагогом-библиотекарем,
педагогами дополнительного образования и старшими вожатыми по вопросам
вовлечения обучающихся класса в систему внеурочной деятельности,
организации внешкольной работы, досуговых и каникулярных мероприятий;
- взаимодействие с педагогическими работниками и администрацией
общеобразовательной организации по вопросам профилактики девиантного и
асоциального поведения обучающихся;
- взаимодействие с администрацией и педагогическими работниками
общеобразовательной организации (социальным педагогом, педагогом-
психологом, и др.) с целью организации комплексной поддержки обучающихся,
находящихся в трудной жизненной ситуации.
3.16. Участие в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии
с социальными партнерами, включая:
- участие в организации комплексной поддержки детей из групп риска,
находящихся в трудной жизненной ситуации, с привлечением работников
социальных служб, правоохранительных органов, организаций сферы
здравоохранения, дополнительного образования детей, культуры, спорта,
профессионального образования, бизнеса.
3.17. Ведение и составление педагогическими работниками, осуществляющими
классное руководство, следующей документации:
- классный журнал (в бумажной форме) в части внесения в него и актуализации
списка обучающихся, электронный журнал.
- план работы в рамках деятельности, связанной с классным руководством,
требования к оформлению которого могут быть установлены локальным
нормативным актом школы.
- социальный паспорт класса
- папка классного руководителя
- личные дела учащихся
- Характеристики учащихся
- документация по вопросам профилактики правонарушений и безнадзорности
несовершеннолетних.
6
4. Организация деятельности классного руководителя
4.1.Деятельность классного руководителя с классом и отдельными его
учащимися может строиться в соответствии с данной циклограммой:
4.2.Классный руководитель ежедневно:
- определяет отсутствующих на занятиях и опоздавших учащихся, выясняет
причины их отсутствия или опоздания, проводит профилактическую работу по
предупреждению опозданий и не посещаемости учебных занятий; организует и
контролирует дежурство учащихся в классном кабинете;
- организует различные формы индивидуальной работы с учащимися, в том числе
в случае возникновения девиации в их поведении;
4.3. Классный руководитель еженедельно:
- проводит классный час в соответствии с планом;
- организует работу классного актива;
- организует работу с родителями (по ситуации);
- проводит работу с учителями-предметниками, работающими в классе (по
ситуации);
- анализирует состояние успеваемости в классе в целом и у отдельных учащихся;
4.4. Классный руководитель в течение учебного периода:
- проводит анализ выполнения плана воспитательной работы за отчётный период,
состояния успеваемости и уровня воспитанности учащихся;
- проводит коррекцию плана воспитательной работы на новый отчётный период;
- проводит классное родительское собрание;
4.5. Классный руководитель ежегодно:
- оформляет личные дела учащихся;
- анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень
воспитанности учащихся в течение года;
- составляет план воспитательной работы в классе;
- собирает и предоставляет в администрацию школы статистическую отчетность
об учащихся класса;
- составляет социальный паспорт класса.
5. Взаимоотношения и связи по должности
Классный руководитель:
5.1. Под руководством заместителя директора школы по учебно-воспитательной
работе планирует свою работу и представляет план на утверждение заместителю
директора по учебно-воспитательной работе.
5.2. Учитывая большую учебную нагрузку школьного учителя как преподавателя
учебных дисциплин, педагогический коллектив самостоятельно определяет
режим работы классного руководителя, исходя из конкретных обстоятельств и
условий жизни школы, планах общей работы школы и установленных традициях
жизнедеятельности школы.
5.3. Представляет заместителю директора по учебно-воспитательной работе
письменный анализ результативности воспитательной работы с классом (раз в
год)
5.4. Получает от директора школы и непосредственного руководителя
информацию нормативно-правового и организационно-методического характера,
7
знакомится под расписку с соответствующими документами.
5.5. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его
компетенцию, с педагогическими работниками, психологом, социальным
педагогом, библиотекарем и заместителем директора школы.
5.6. Исполнение обязанностей осуществляется на основании приказа директора
школы.
5.7. Контроль деятельности классного руководителя осуществляет заместитель
директора по учебно-воспитательной работе.
6. Оценка эффективности деятельности педагогических работников по
классному руководству
6.1.К критериям эффективности процесса деятельности, связанной с классным
руководством, относятся:
- комплексность как степень охвата в воспитательном процессе направлений,
обозначенных в нормативных документах;
- адресность как степень учёта в воспитательном процессе возрастных и
личностных особенностей детей, характеристик класса;
- инновационность как степень использования новой по содержанию и формам
подачи информации, личностно значимой для современных обучающихся,
интересных для них форм и методов взаимодействия, в том числе, интернет-
ресурсов, сетевых сообществ, ведения блогов и т.д.;
- системность как степень вовлечённости в решение воспитательных задач
разных субъектов воспитательного процесса.
6.2. Наиболее доступной формой является экспертное оценивание, которое
следует проводить с учетом основных принципов проведения экспертизы.
7. Механизмы материального стимулирования педагогических работников к
осуществлению классного руководства
7.1.Ежемесячные выплаты педагогическим работникам за осуществление
классного руководства являются обязательным условием возложения на них с их
письменного согласия этого дополнительного вида деятельности.
7.2. По поручению Президента Российской Федерации осуществляется выплата
ежемесячного денежного вознаграждения педагогическим работникам
государственных и муниципальных общеобразовательных организаций за
классное руководство в размере не менее 5 тысяч рублей с использованием
средств федерального бюджета. Указанная выплата обеспечивается с 1 сентября
2020 года с сохранением ранее установленных доплат, которые получают
педагогические работники за классное руководство.
8