ПОЛОЖЕНИЕ об особенностях преподавания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Базковская средняя общеобразовательная школа»
ПОЛОЖЕНИЕ
об особенностях преподавания предметной области
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
1. Общие положения
1.1. Положение об особенностях преподавания предметной области
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее –
Положение) устанавливает правила организации изучения предметной
области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в
МБОУ «Базковская СОШ» (далее – школа).
1.2. Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» (далее – ОДНКНР) является обязательной, реализуется в
соответствии с основными образовательными программами основного
общего образования (далее – ООП ООО), разработанными в соответствии
с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования, утвержденного приказом
Минпросвещения от 31.05.2021 № 287.
1.3. ОДНКНР является логическим продолжением предметной области
(учебного предмета) ОРКСЭ начальной школы и обеспечивает в том числе
знание основных норм морали, культурных традиций народов России,
формирование представлений об исторической роли традиционных
религий и гражданского общества в становлении российской
государственности.
1.4. При изучении предметной области «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» по заявлению обучающихся, родителей
Рассмотрено
на педагогическом совете
МБОУ «Базковская СОШ»
протокол №1 от 30.08. 2022г
Утверждено
Директор МБОУ «Базковская СОШ»
________________________/ С.И. Романова/
Приказ №265 от 31.08.2022г.
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
осуществляется выбор одного из учебных курсов (учебных модулей) из
перечня, предлагаемого школой.
1.5. Изучение предметной области «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» обеспечивает:
понимание вклада представителей различных народов России в
формирование ее цивилизационного наследия;
понимание ценности многообразия культурных укладов
народов Российской Федерации;
поддержку интереса к традициям собственного народа и народов,
проживающих в Российской Федерации;
знание исторических примеров взаимопомощи и сотрудничества
народов Российской Федерации;
формирование уважительного отношения к национальным и
этническим ценностям, религиозным чувствам народов
Российской Федерации;
осознание ценности межнационального и межрелигиозного
согласия;
формирование представлений об образцах и примерах
традиционного духовного наследия народов Российской
Федерации.
1.6. Предметные результаты по предметной области «Основы духовно-
нравственной культуры народов России» конкретизируются школой с
учетом выбранного по заявлению обучающихся, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся из перечня,
предлагаемого школой, учебного курса (учебного модуля) по указанной
предметной области, предусматривающего региональные, национальные и
этнокультурные особенности региона.
2. Организация изучения ОДНКНР
2.1. ОДНКНР реализуется через:
учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры
народов России», включающий учебные модули,
предусматривающие региональные, национальные и
этнокультурные особенности региона;
включение занятий по предметной области ОДНКНР во
внеурочную деятельность.
2.2. Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов
России», включающий учебные модули, предусматривающие
региональные, национальные и этнокультурные особенности региона,
включается в обязательную часть учебного плана и является обязательным
для изучения на уровне ООО.
2.3. С целью организации изучения ОДНКНР и определения набора
курсов/модулей, входящих в ее состав, школа проводит опрос родителей
(законных представителей) по вопросу выбора учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей), используя регламент,
направленный письмом Минобрнауки от 31.03.2015 № 08-461.
2.4. Занятия по ОДНКНР ведут учителя школы, которые прошли
специальную подготовку.
2.5. При изучении ОДНКНР используются учебники, входящие в
федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, и учебные пособия, допущенные к использованию при
реализации образовательных программ.
3. Права и обязанности родителей (законных представителей)
3.1. Родители (законные представители) обучающихся осуществляют
выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
ОДНКНР, включенных в основные общеобразовательные программы.
Свой выбор родители (законные представители) фиксируют в заявлении.
3.2. Родители (законные представители) обучающихся вправе выбрать
изучение модуля/курса ОДНКНР в форме семейного образования.
3.3. Родители (законные представители) обязаны создавать благоприятные
условия для выполнения домашних заданий и образования ребенка.
3.4. Родители (законные представители) обучающихся не вправе
отказаться от выбора модуля/курса ОДНКНР, который будет изучать их
ребенок, так как обучающийся обязан освоить образовательную
программу в полном объеме и не может отказаться от изучения
обязательной предметной области ОДНКНР.
4. Система оценивания учебных достижений обучающихся
4.1. Оценивание учебных достижений обучающихся по модулю/курсу
ОДНКНР производится в соответствии с Концепцией преподавания
предметной области «ОДНКНР» и положением о формах, периодичности
и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся по основным общеобразовательным программам в МБОУ
«Базковская СОШ».
4.2. Система оценки ОДНКНР основывается на методе наблюдения и
включает:
педагогические наблюдения, педагогическую диагностику,
связанную с оценкой эффективности педагогических действий с
целью их дальнейшей оптимизации;
проектные работы обучающихся, фиксирующие их достижения в
ходе образовательной деятельности и взаимодействия в социуме
(классе);
мониторинги сформированности духовно-нравственных
ценностей личности, включающие традиционные ценности как
опорные элементы ценностных ориентаций обучающихся.
4.3. В рамках изучения ОДНКНР обучающиеся выполняют проектные
работы, если это предусмотрено ООП ООО. Оценивание проектных работ
производится в соответствии с Положением.
4.4. Проектная работа является основной формой проверки достижения
метапредметных и предметных образовательных результатов
обучающегося.
4.5. Содержание проектной работы оценивается по следующим критериям:
№
п/п
Критерии Оценка в
баллах
1 Соответствие названия проекта содержанию 0–1
2 Раскрытие темы: постановка вопроса, ответ на вопрос, вывод 0–6
3 Оформление: иллюстрации, рисунки, фотографии 0–2
4 Текст грамотно написан, идеи ясно изложены и структурированы 0–3
5 Наличие ценностно-смысловых установок: знание норм
(когнитивный компонент), наличие позитивного отношения к
нормам (ценностный компонент), принятие норм (эмоциональный
компонент), поведение в соответствии с нормами
0–4
Максимальный балл – 16.
Перевод баллов в оценку:
от 0 до 7 баллов – 2;
от 8 до 11 баллов – 3;
от 12 до 14 баллов – 4;
от 14 до 16 баллов – 5.
4.6. В рамках изучения ОДНКНР обучающиеся выполняют тестовые
работы, если это предусмотрено ООП ООО. Оценивание таких тестовых
работ производится в соответствии с Положением.
4.7. Тестовая работа может быть использована для тематического и
итогового контроля. При выполнении 35 и более процентов объема
тестовой работы уровень знаний обучающихся оценивается как «3», при
выполнении 36–50 процентов объема тестовой работы – как «4», при
выполнении 50–100 процентов объема тестовой работы – как «5».
5. Особенности выставления отметки в аттестат
5.1. Отметка в аттестат по ОДНКНР выставляется выпускникам,
освоившим ООП ООО и получившим на промежуточной аттестации по
ОДНКНР, проводимой школой, отметку не ниже удовлетворительной.
5.2. Отметка выставляется в аттестат об основном общем образовании,
если:
ОДНКНР входил в обязательную часть учебного плана;
ОДНКНР входил в часть учебного плана, формируемую
участниками образовательных отношений, и его объем за два
учебных года составлял 64 часа или больше.
5.3. В случае если ОДНКНР входил в часть учебного плана, формируемую
участниками образовательных отношений, и его объем составлял менее 64
часов за два учебных года, ОДНКНР указывается в перечне дисциплин в
разделе аттестата «Дополнительные сведения», а отметка не выставляется.