Положение о нормах оценивания по учебным предметам
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Базковская средняя общеобразовательная школа»
ПОЛОЖЕНИЕ
о нормах оценивания по учебным предметам
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение о правилах оценивания достижений
обучающихся по учебным предметам (далее – Положение) в
Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
«Базковская СОШ» (далее – Школа) устанавливает требования к оценке
результатов учебных достижений обучающихся по учебным предметам и
курсам, осваиваемым обучающимися в рамках основных образовательных
программ начального общего, основного общего и среднего общего
образования (далее – ООП НОО, ООП ООО и ООП СОО).
1.2. Положение разработано в соответствии с:
-Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 06.10.2009
№ 373;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.12.2010
№ 1897;
- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего
общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.05.2012
№ 413.
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от
31.05.2021 № 286
Рассмотрено
на педагогическом совете
МБОУ «Базковская СОШ»
протокол №1 от 30.08. 2022г
Утверждено
Директор МБОУ «Базковская СОШ»
_________________________/ С.И. Романова
Приказ №265 от 31.08.2022г.
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования, утвержденным приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 31.05.2021 №287
1.3. Оценивание учебных достижений обучающихся при применении
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
осуществляется в соответствии с данным положением.
2. Системы оценивания достижений обучающихся
2.1. Под оценкой достижений обучающегося понимается определение и
выражение в условных знаках – баллах, а также в оценочных суждениях
учителя степени соответствия знаний, умений и навыков обучающегося
требованиям к уровню подготовки школьников, установленных ООП
НОО, ООП ООО и ООП СОО.
2.2. Целью оценивания достижений обучающихся является определение
степени подготовки обучающихся, освоения ими ООП НОО, ООП ООО и
ООП СОО и готовности к продолжению обучения.
2.3. Оценка выражается в форме отметок (баллов) или словесного
(оценочного) суждения учителя.
2.4. Оценивание достижений обучающихся делится на: текущее
оценивание и промежуточное оценивание (четвертное, полугодовое,
годовое).
2.4.1. Текущее оценивание проводится в рамках текущего контроля
успеваемости обучающихся на уроках во 2–11-х классах по всем учебным
предметам ООП НОО, ООП ООО и ООП СОО в течение всего учебного
года.
2.4.2. Формами текущего оценивания являются:
- письменная: письменный ответ учащегося на один или несколько
вопросов (заданий). К письменной проверке относятся: домашние,
проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие
работы;
- устная: устный ответ на один или несколько вопросов в форме рассказа,
беседы, собеседования, зачета или иной форме;
- комбинированная: предполагает сочетание письменных и устных форм
проверок в различном соотношении.
2.4.3. Формы, порядок и периодичность проведения текущего оценивания
определяются ООП НОО, ООП ООО и ООП СОО и локальными
нормативными актами Школы.
2.4.4. Текущее оценивание выражается в виде отметок по четерехбалльной
системе: 5 – «отлично», 4 – «хорошо», 3 – «удовлетворительно», 2 –
«неудовлетворительно».
2.4.5. Рекомендуемая накопляемость отметок текущего оценивания по
предметам – не менее трех текущих отметок за четверть.
2.4.6. Текущее оценивание обучающихся 1-х классов в течение учебного
года осуществляется без фиксации достижений в классном журнале в виде
отметок по четерехбалльной системе. Допускается словесная
объяснительная оценка.
2.4.7. По курсу ОРКСЭ (4-й класс) вводится безотметочное обучение.
Объектом оценивания по данному курсу становится нравственная и
культурологическая компетентность ученика.
2.4.8. При изучении элективных курсов (10–11-е классы) применяется
безотметочная система оценивания.
2.5. Промежуточное оценивание производится по результатам по
окончании учебных периодов – четверти, полугодия, года.
2.5.1. Отметки за четверть выставляются со 2-го по 9-й класс, в 10–11-х
классах оценивание производится по полугодиям.
2.5.2. Все четвертные, полугодовые, годовые отметки должны быть
выставлены не позднее последнего дня занятий.
2.5.3. Четвертные и полугодовые отметки рассчитываются как
среднеарифметическое значение отметок по учебному предмету за
четверть или полугодие соответственно. В спорных случаях берутся во
внимание результаты контрольных работ.
2.5.4. Годовые отметки выставляются путем нахождения среднего
арифметического значения четвертных и полугодовых отметок. В спорных
случаях берутся во внимание результаты контрольных работ.
Для обучающихся 10–11-х классов опорными отметками для выставления
годовой отметки являются отметки за полугодия, при этом учитываются
результаты годовой контрольной работы.
2.5.5. В случае несогласия обучающихся и их родителей с выставленной
итоговой отметкой по предмету она может быть пересмотрена. На
основании письменного заявления родителей о пересмотре итоговой
отметки конфликтная комиссия школы в форме экзамена или
собеседования в присутствии родителей обучающегося определяет
соответствие выставленной отметки по предмету фактическому уровню
знаний. Решение комиссии оформляется протоколом и является
окончательным. Протокол хранится в личном деле обучающегося.
2.5.6. Выставление отметок в аттестаты об основном общем и среднем
общем образовании осуществляется в соответствии с Порядком
заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем
общем образовании и их дубликатов, утвержденным приказом
Минпросвещения от 05.10.2020 № 546.
3. Критерии оценивания
3.1. При четырехбалльной системе оценивания на всех уровнях обучения в
Школе применяются следующие общедидактические критерии:
Отметка «5 (отлично)» ставится в случае:
- знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объема
образовательной программы, реализованной за оцениваемый период;
- умения выделять главные положения в изученном материале, на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать
межпредметные и внутрипредметные связи;
- отсутствия ошибок и недочетов при воспроизведении изученного
материала, при устных ответах, устранения отдельных неточностей с
помощью дополнительных вопросов педагога;
- соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления
письменных работ.
Отметка «4 (хорошо)» ставится в случае:
- знания всего изученного материала;
- умения выделять главные положения в изученном материале, на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать
межпредметные и внутрипредметные связи, применять полученные
знания на практике;
- наличия незначительных (негрубых) ошибок при воспроизведении
изученного материала;
- соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи,
правил оформления письменных работ.
Отметка «3 (удовлетворительно)» ставится в случае:
- знания и усвоения материала на уровне минимальных требований
программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении,
необходимости незначительной помощи учителя;
- умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на
видоизмененные вопросы;
- наличия 1–2 грубых ошибок, нескольких негрубых при воспроизведении
изученного материла;
- незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной
и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка «2 (неудовлетворительно)» ставится в случае:
- знания и усвоения учебного материала на уровне ниже минимальных
требований программы;
- отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при
ответах на стандартные вопросы;
- наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при
воспроизведении изученного материала;
- значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и
устной речи,
- правил оформления письменных работ.
3.2. Оценивание по учебным предметам осуществляется учителем с
учетом особенностей, установленным разделом 4 Положения.
4. Особенности оценивания по учебным предметам
4.1. Особенности оценивания по русскому языку
4.1.1. Оценка устных ответов обучающихся:
4.1.1.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
- обстоятельно, с достаточной полнотой излагает текущий материал, дает
правильные определения языковых понятий;
- обнаруживает полное понимание материала, может обосновать свои
суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры
не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
- излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм
литературного языка.
4.1.1.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:
- дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки
«5», но допускает единичные ошибки, которые сам же исправляет после
замечаний учителя;
- допускает единичные погрешности в последовательности и языке
изложения.
4.1.1.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
- обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы,
но:
- излагает материал недостаточно полно и допускает неточности в
определении понятий или формулировке правил;
- не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и
привести свои примеры;
- излагает материал недостаточно последовательно и допускает ошибки в
языковом оформлении изложения.
4.1.1.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
- обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела
изученного материала;
- допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие
их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
4.1.2. Оценка письменных ответов обучающихся
4.1.2.1. Оценка диктантов
4.1.2.1.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
- выполнил безошибочную работу;
- допустил одну негрубую орфографическую или одну негрубую
пунктуационную ошибку.
4.1.2.1.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:
- допустил две орфографических и две пунктуационных ошибки, или одну
орфографическую и три пунктуационных ошибки, или четыре
пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок;
- допустил три орфографических ошибки, если среди них есть
однотипные.
4.1.2.1.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
- допустил четыре орфографических и четыре пунктуационных ошибки,
или три орфографических и пять пунктуационных ошибок, или семь
пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических;
- допустил шесть орфографических и шесть пунктуационных ошибок,
если среди тех и других имеются по три однотипных ошибки;
- в 5-м классе допускается выставление отметки «3» за диктант при пяти
орфографических и четырех пунктуационных ошибках.
4.1.2.1.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
- допустил до семи орфографических и семи пунктуационных ошибок или
шести орфографических и восьми пунктуационных ошибок, пяти
орфографических и девяти пунктуационных ошибок, восьми
орфографических и шести пунктуационных ошибок.
4.1.2.1.5. При оценке выполнения грамматического задания рекомендуется
руководствоваться следующим:
- отметка «5» ставится, если обучающийся выполнил все задания;
- отметка «4» ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее
трех заданий;
- отметка «3» ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее
половины заданий;
- отметка «2» ставится, если обучающийся не выполнил более половины
заданий.
4.1.2.2. Оценка сочинений и изложений
4.1.2.2.1. Сочинение и изложение оцениваются двумя отметками: первая
ставится за его содержание и речевое оформление, вторая – за
грамотность.
4.1.2.2.2. Отметка «5 » ставится, если:
- содержание работы полностью соответствует теме;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения материала;
- работа отличается богатством словаря и точностью словоупотребления,
разнообразием используемых морфологических категорий и
синтаксических конструкций (с учетом объема изученных грамматических
сведений и сведений по стилистике);
- достигнуто стилевое единство.
В работе допускается один недочет в содержании и 1–2 речевых недочета.
Грамотность: допускается одна орфографическая, или одна
пунктуационная, или одна грамматическая ошибка.
4.1.2.2.3. Отметка «4» ставится, если:
- содержание работы соответствует теме;
- содержание достоверно, но имеются единичные фактические неточности;
- имеются незначительные нарушения последовательности в изложении
мысли;
- лексический и грамматический строй речи разнообразен;
- стиль работы отличается единством и выразительностью;
- в работе допускается не более двух недочетов в содержании и не более
3–4 речевых недочетов;
- допускаются: две орфографические и две пунктуационные ошибки, или
одна орфографическая и три пунктуационные ошибки, или четыре
пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а
также две грамматических ошибки.
4.1.2.2.4. Отметка «3» ставится, если:
- работа достоверна, но нарушена последовательность изложения;
- в работе допущены существенные отклонения от темы;
- беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические
конструкции, встречается неправильное словоупотребление;
- стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
Допускаются четыре орфографические и четыре пунктуационных ошибки,
или три орфографические и пять пунктуационных ошибок, или семь
пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5-м классе –
пять орфографических ошибок и четыре пунктуационные ошибки), а
также четыре грамматические ошибки.
4.1.2.2.5. Отметка «2» ставится, если:
- работа не соответствует теме;
- допущено много фактических неточностей;
- нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы,
отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;
- крайне беден словарь, работа, написана короткими однотипными
предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи
неправильного словоупотребления;
- нарушено стилевое единство текста;
- в работе допущено до шести недочетов в содержании и до семи речевых
недочетов.
Допускаются: семь орфографических и семь пунктуационных ошибок, или
шесть орфографических и восемь пунктуационных ошибок, пять
орфографических и девять пунктуационных ошибок, восемь
орфографических и шесть пунктуационных ошибок, а также семь
грамматических ошибок.
4.2. Особенности оценивания по литературе
4.2.1. Оценка устных ответов
4.2.1.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
- показал прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого
произведения;
- умеет объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль
художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания
произведения;
- умеет пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками
разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для
аргументации своих выводов;
- хорошо владеет литературной речью.
4.2.1.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:
- показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста
изучаемого произведения;
- умеет объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и
роль основных художественных средств в раскрытии идейно-
эстетического содержания произведения;
- умеет пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и
навыками разбора при анализе прочитанных произведений, привлекать
текст произведения для обоснования своих выводов, владение
литературной речью;
- по 1–2 из этих компонентов ответа могут быть допущены неточности.
4.2.1.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
- понимает изучаемое произведение;
- умеет объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки
главных героев;
- при анализе произведения показывает ограниченные навыки разбора и
недостаточно привлекает текст произведений для подтверждения своих
выводов.
Допускается не более 2–3 ошибок в содержании ответа, а также ряда
недостатков в его композиции и языке.
4.2.1.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
- обнаруживает незнание содержания произведения;
- не умеет объяснять поведение, характеры основных героев;
- не знает элементарных теоретико-литературных понятий;
- слабо владеет литературной речью.
4.2.2. Оценка сочинений:
4.2.2.1. Отметка «5» ставится за сочинение:
- глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об
отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых
для ее раскрытия, умение делать выводы и обобщения;
- стройное по композиции, логическое и последовательное изложение
мыслей;
- написанное правильным литературным языком и стилистически
соответствующее содержанию;
- допускается 1–2 неточности в содержании.
4.2.2.2. Отметка «4» ставится за сочинение:
- достаточно полно и убедительно раскрывающее тему с незначительными
отклонениями от нее;
- обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других
источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для
обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
- логическое и последовательное в изложении содержания;
- написанное правильным литературным языком, стилистически
соответствующее содержанию;
- допускаются 2–3 неточности: в содержании, а также не более
3–4 речевых недочетов.
4.2.2.3. Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:
- верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему;
- допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении
фактического материала;
- обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
- материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные
нарушения последовательности выражения мыслей;
- обнаруживается владение основами письменной речи;
- в работе имеется не более 4–5 речевых недочетов.
4.2.2.4. Отметка «2» ставится за сочинение, которое:
- не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании текста
произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий без
вывода и обобщений или из общих положений, не опирающихся на знание
текста;
- характеризуется случайным расположением материала, отсутствием
связи между частями;
- отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
4.3. Особенности оценивания по математике
4.3.1. Оценка устных ответов обучающихся по математике
4.3.1.1. Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном
программой учебников;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической
последовательности, точно используя математическую терминологию и
символику;
- правильно выполнил рисунки, чертежи, графику, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными
примерами, применять их в новой ситуации при выполнении
практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов,
сформированность и устойчивость используемых при ответе навыков и
умений;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
4.3.1.2. Ответ оценивается отметкой «4», если обучающийся ответил по
требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие
математическое содержание ответа;
- допущены 1–2 недочета при освещении основного содержания ответа,
исправленные по замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении
второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по
замечанию учителя.
4.3.1.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
- неполно или непоследовательно раскрыл содержание материала, но
показал общее понимание вопроса и продемонстрировал умения,
достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;
- имел затруднения или допустил ошибки в определении понятий,
использовании математической терминологии, чертежах, выкладках,
исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении
практического задания, но выполнил задания обязательного уровня
сложности по данной теме;
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная
сформированность основных умений и навыков.
4.3.1.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
- не раскрыл основного содержания учебного материала;
- обнаружил незнание или непонимание большей или наиболее важной
части учебного материала;
- допустил ошибки в определении понятий, при использовании
математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в
выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов
учителя.
4.3.2. Оценка письменных контрольных работ учащихся
4.3.2.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
- выполнил работу полностью;
- не допустил пробелов и ошибок в логических рассуждениях и
обосновании;
- не допустил математических ошибок в решении.
4.3.2.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:
- выполнил работу полностью, но обоснования шагов решения
недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось
специальным объектом проверки);
- допустил одну ошибку или 2–3 недочета в выкладках, рисунках,
чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным
объектом проверки).
4.3.2.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
- владеет обязательными умениями по проверяемой теме;
- допустил более одной ошибки или более 2–3 недочетов в выкладках,
чертежах или графиках.
4.3.2.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
- не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере;
- допустил существенные ошибки.
4.4. Особенности оценивания по иностранным языкам
4.4.1. Оценка аудирования
4.4.1.1. Отметка «5» ставится:
- коммуникативная задача решена;
- обучающийся полностью понял содержание иноязычной речи,
соответствующей программным требованиям для каждого класса.
4.4.1.2. Отметка «4» ставится:
- коммуникативная задача решена;
- обучающийся полностью понял содержание иноязычной речи,
соответствующей программным требованиям для каждого класса, за
исключением отдельных подробностей, не влияющих на понимание
содержания услышанного в целом.
4.4.1.3. Отметка «3» ставится:
- коммуникативная задача решена;
- обучающийся полностью понял только основной смысл иноязычной
речи, соответствующей программным требованиям для каждого класса.
4.4.1.4. Отметка «2» ставится:
- обучающийся не понял смысла иноязычной речи, соответствующей
программным требованиям для каждого класса.
4.4.2. Оценка говорения
4.4.2.1. Отметка «5» ставится:
- общение осуществилось, высказывания обучающегося соответствовали
поставленной коммуникативной задаче;
- устная речь полностью соответствовала нормам иностранного языка в
пределах программных требований для данного класса.
4.4.2.2. Отметка «4» ставится:
- общение осуществилось, высказывания обучающегося соответствовали
поставленной коммуникативной задаче;
- обучающийся выразил свои мысли на иностранном языке с
незначительными отклонениями от языковых норм;
- устная речь соответствовала нормам иностранного языка в пределах
программных требований для данного класса.
4.4.2.3. Отметка «3» ставится:
- общение осуществилось, высказывания обучающегося соответствовали
поставленной коммуникативной задаче;
- обучающийся выразил свои мысли на иностранном языке с
отклонениями от языковых норм.
4.4.2.4. Отметка «2» ставится:
- общение не осуществилось, высказывания обучающегося не
соответствовали поставленной коммуникативной задаче;
- обучающийся слабо усвоил пройденный материал;
- выразил свои мысли на иностранном языке с такими отклонениями от
языковых норм, которые не позволяют понять содержание большей части
сказанного.
4.4.3. Оценка чтения
4.4.3.1. Отметка «5» ставится:
- коммуникативная задача решена, обучающийся полностью понял и
осмыслил содержание прочитанного иноязычного текста в полном объеме;
- чтение соответствовало программным требованиям для данного класса.
4.4.3.2. Отметка «4» ставится:
- коммуникативная задача решена, обучающийся полностью понял и
осмыслил содержание прочитанного иноязычного текста за исключением
деталей и частностей, не влияющих на понимание текста;
- чтение обучающегося соответствовало программным требованиям для
данного класса.
4.4.3.3. Отметка «3» ставится:
- коммуникативная задача решена, обучающийся понял, осмыслил
главную идею прочитанного иноязычного текста;
- чтение обучающегося соответствует программным требованиям для
данного класса.
4.4.3.4. Отметка «2» ставится:
- коммуникативная задача не решена, обучающийся не понял
прочитанного иноязычного текста;
- чтение обучающегося не соответствовало программным требованиям для
данного класса.
4.5. Особенности оценивания по истории, обществознанию
4.5.1. Отметка «5» ставится:
- материал усвоен в полном объеме;
- изложение логично;
- основные умения сформированы и устойчивы;
- выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни.
4.5.2. Отметка «4» ставится:
- в усвоении материала незначительные пробелы;
- изложение недостаточно систематизированное;
- отдельные умения недостаточно устойчивы;
- в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.
4.5.3. Отметка «3» ставится:
- в усвоении материала имеются пробелы, он излагается
несистематизированно;
- отдельные умения недостаточно сформированы;
- выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются
ошибки.
4.5.4. Отметка «2» ставится:
- основное содержание материала не усвоено;
- выводов и обобщений нет.
4.6. Особенности оценивания по искусству (ИЗО)
4.6.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
- полностью справляется с поставленной целью урока, правильно излагает
изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
- верно решает композицию рисунка, то есть гармонично согласовывает
между собой все компоненты изображения;
- умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
4.6.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:
- полностью овладел программным материалом, но при изложении его
допускает неточности второстепенного характера;
- гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
- умеет подметить, но не совсем точно передает в изображении наиболее
характерное.
4.6.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
- слабо справляется с поставленной целью урока;
- допускает неточность в изложении изученного материала.
4.6.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
- допускает грубые ошибки в ответе;
- не справляется с поставленной целью урока.
4.7. Особенности оценивания по музыке
4.7.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
- умеет пользоваться ключевыми и частными знаниями;
- проявляет музыкальные способности и стремление их проявить.
4.7.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:
- умеет пользоваться ключевыми и частными знаниями;
- проявляет музыкальные способности, но не стремится их проявить.
4.7.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
- умеет пользоваться ключевыми или частными знаниями;
или проявляет музыкальные способности.
4.7.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
- не умеет пользоваться ключевыми и частными знаниями;
- не проявляет музыкальных способностей и не стремится их проявить.
4.8. Особенности оценивания по биологии
4.8.1. Оценка устных ответов
4.8.1.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
- полно раскрыл содержание материала в объеме программы и учебника;
- четко и правильно дал определения и раскрыл содержание понятий,
верно использовал научные термины;
- для доказательства использовал различные умения, выводы из
наблюдений и опытов;
- дал самостоятельный ответ.
4.8.1.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:
- раскрыл содержание материала, правильно дал определение понятия и
использовал научные термины;
- допустил незначительные нарушения последовательности изложения,
небольшие неточности при использовании научных терминов или в
выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
4.8.1.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
- усвоил основное содержание учебного материала, но изложил его
фрагментарно, не всегда последовательно;
- дал нечеткие определения понятия, не использовал выводы и обобщения
из наблюдений и опытов, допустил ошибки при их изложении;
- допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии,
определении понятий.
4.8.1.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
- не раскрыл основного содержания учебного материала;
- не дал ответов на вспомогательные вопросы учителя;
- допустил грубые ошибки в определении понятий, при использовании
терминологии.
4.8.2. Оценка практических умений обучающихся
4.8.2.1. Оценка умений ставить опыты
4.8.2.1.1. Отметка «5» ставится, если:
- правильно определена цель опыта;
- самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и
объектов, а также работа по закладке опыта;
- научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы
выводы из опыта.
4.8.2.1.2. Отметка «4» ставится, если :
- правильно определена цель опыта;
- самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов,
при закладке опыта допущены 1–2 ошибки;
- грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные
выводы из опыта;
- в описании наблюдения допущены неточности, выводы неполные.
4.8.2.1.3. Отметка «3» ставится, если:
- правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов, а
также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;
- допущены неточности и ошибки в закладке опыта, описании
наблюдений, формировании выводов.
4.8.2.1.4. Отметка «2» ставится, если:
- не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное
оборудование;
- допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении.
4.8.3. Оценка умений проводить наблюдения
4.8.3.1. Отметка «5» ставится, если:
- правильно по заданию проведено наблюдение;
- выделены существенные признаки;
- логично, научно грамотно оформлены результаты наблюдения и выводы.
4.8.3.2. Отметка «4» ставится, если:
- правильно по заданию проведено наблюдение, при выделении
существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) названы
второстепенные;
- допущена небрежность в оформлении наблюдения и выводов.
4.8.3.3. Отметка «3» ставится, если:
- допущены неточности, 1–2 ошибки в проведении наблюдения по
заданию учителя;
- при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта
(процесса) выделены лишь некоторые, допущены ошибки (1–2) в
оформлении и наблюдении выводов.
4.8.3.4. Отметка «2» ставится, если:
- допущены ошибки (3–4) в проведении наблюдения по заданию учителя;
- неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса),
допущены ошибки (3–4) в оформлении наблюдений и выводов.
4.9. Особенности оценивания по географии
4.9.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
- дал полный ответ, отражающий основной материал курса;
- правильно раскрыл содержание понятий, закономерностей,
географических взаимосвязей и конкретизация их примерами;
- правильно использовал карты и другие источники знаний;
- дал самостоятельный ответ с опорой на ранее приобретенные знания и
дополнительные сведения о важнейших географических событиях
современности.
4.9.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:
- дал ответ, который удовлетворяет требованиям на отметку «5»;
- есть неточности в изложении основного географического материала или
выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.
4.9.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
- дал правильный ответ, четко определяет понятия и закономерности;
- затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей,
непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании
карт при ответе.
4.9.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
- дал неправильный ответ;
- не раскрыл основное содержание учебного материала, не дал ответов на
вспомогательные вопросы учителя;
- допустил грубые ошибки в определении понятий;
- не умеет работать с картой.
4.10. Особенности оценивания по химии
4.10.1. Оценка устного ответа.
4.10.1.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
- дал полный и правильный ответ на основании изученных теорий;
- изложил материал в определенной логической последовательности.
4.10.1.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:
- дал полный и правильный ответ на основании изученных теорий;
- изложил материал в определенной последовательности;
- допустил 2–3 несущественных ошибки, исправленных по требованию
учителя или дал неполный и нечеткий ответ.
4.10.1.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
- дал полный ответ, но допустил существенную ошибку
или ответ неполный, построен несвязно.
4.10.1.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
- показал непонимание основного содержания учебного материла;
- допустил существенные ошибки, которые не смог исправить при
наводящих вопросах учителя.
4.10.2. Оценка умений решать задачи
4.10.2.1. Отметка «5» ставится, если:
- в логическом рассуждении и решении нет ошибок;
- задача решена рациональным способом.
4.10.2.2. Отметка «4» ставится, если:
- в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, при
этом задача решена, но нерациональным способом;
- допущено не более двух несущественных ошибок.
4.10.2.3. Отметка «3» ставится, если:
- в логическом рассуждении нет существенных ошибок;
- допускается существенная ошибка в математических расчетах.
4.10.2.4. Отметка «2» ставится, если:
- имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.
4.10.3. Оценка экспериментальных умений
4.10.3.1. Отметка «5» ставится, если:
- работа выполнена полностью. Сделаны правильные наблюдения и
выводы, эксперимент осуществлен по плану, с учетом техники
безопасности и правил работы с веществами и приборами;
- проявлены организационно-трудовые умения (поддерживается чистота
рабочего места, порядок на столе, экономно используются реактивы).
4.10.3.2. Отметка «4» ставится, если:
- работа выполнена, сделаны правильные наблюдения и выводы,
эксперимент выполнен неполно или наблюдаются несущественные
ошибки в работе с веществами и приборами.
4.10.3.3. Отметка «3» ставится, если:
- ответ неполный, работа выполнена правильно не менее чем наполовину;
- допущена существенная ошибка (в ходе эксперимента, в объяснении, в
оформлении работы, по ТБ при работе с веществами и приборами),
которую обучающийся исправляет по требованию учителя.
4.10.3.4. Отметка «2» ставится, если:
- допущены две или более существенные ошибки в ходе эксперимента, в
объяснении, в оформлении работы, по ТБ при работе с веществами и
приборами), которые учащийся не может исправить.
4.10.4. Оценка умений решать экспериментальные задачи
4.10.4.1. Отметка «5» ставится, если:
- план решения задачи составлен правильно;
- осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;
- дано полное объяснение и сделаны выводы.
4.10.4.2. Отметка «4» ставится, если:
- план решения составлен правильно;
-осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;
- допущено не более двух несущественных ошибок (в объяснении и
выводах).
4.10.4.3. Отметка «3» ставится, если:
- план решения составлен правильно;
- осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;
- допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
4.10.4.4. Отметка «2» ставится, если:
- допущены две и более ошибки (в плане решения, в подборе
химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах).
4.11. Особенности оценивания по информатике
4.11.1. Оценка практических работ
4.11.1.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
- выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой
последовательности действий;
- проводит работу в условиях, обеспечивающих получение правильных
результатов и выводов;
- соблюдает правила техники безопасности;
- в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки,
чертежи, графики, вычисления;
- правильно выполняет анализ ошибок.
4.11.1.2. Отметка «4» ставится, если выполнены требования к отметке «5»,
но допущены 2–3 недочета, не более одной ошибки и одного недочета.
4.11.1.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
- выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что
позволяет получить правильные результаты и выводы;
- в ходе проведения работы были допущены ошибки.
4.11.1.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
- выполнил не полностью и объем выполненной работы не позволяет
сделать правильных выводов;
- работа проводилась неправильно.
4.11.2. Оценка устных ответов:
4.11.2.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
- правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и
истолкование основных понятий;
- правильно анализирует условие задачи, строит алгоритм и записывает
программу;
- строит ответ по собственному плану, сопровождает ответ новыми
примерами, умеет применить знания в новой ситуации;
- может установить связь между изучаемым и ранее изученным
материалом из курса информатики, а также с материалом, усвоенным при
изучении других предметов.
4.11.2.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:
- дал ответ по основным требованиям к ответу на отметку «5», но без
использования собственного плана, новых примеров, без применения
знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным
материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов;
- допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их
исправить самостоятельно или с помощью учителя.
4.11.2.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
- правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные
пробелы в усвоении вопросов курса информатики, не препятствующие
дальнейшему усвоению программного материала;
- умеет применять полученные знания при решении простых задач по
готовому алгоритму;
- допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более
одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2–3 негрубых ошибок,
одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- допустил 4–5 недочетов.
4.11.2.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
- не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с
требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем
необходимо для отметки «3».
4.12. Особенности оценивания по физике
4.12.1. Нормы отметок за лабораторную работу
4.12.1.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
- выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой
последовательности проведения опытов и измерений;
- самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование,
все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение
верных результатов и выводов;
- соблюдает требования безопасности труда;
- в отчете правильно и аккуратно делает все записи, таблицы, рисунки,
чертежи, графики, вычисления;
- без ошибок проводит анализ погрешностей.
4.12.1.2. Отметка «4» ставится, если:
- выполнены требования к отметке «5», но обучающийся допустил
недочеты или негрубые ошибки.
4.12.1.3. Отметка «3» ставится, если:
- результат выполненной части таков, что позволяет получить правильные
выводы, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены
ошибки.
4.12.1.4. Отметка «2» ставится, если:
- результаты не позволяют получить правильных выводов;
- опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неверно.
4.12.2. Нормы отметок за устный ответ
4.12.2.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
- обнаруживает правильное понимание физической сущности
рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает
точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а
также верное определение физических величин, их единиц и способов
измерения;
- правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу;
- строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ своими
примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении
практических заданий;
- может установить связь между изучаемыми и ранее изученными в курсе
физики вопросами, а также с материалом, усвоенным при изучении других
предметов.
4.12.2.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:
- дает ответ, который удовлетворяет основным требованиям к ответу на
отметку «5», но в нем не используются собственный план рассказа, свои
примеры, не применяются знания в новой ситуации, нет связи с ранее
изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других
предметов.
4.12.2.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
- дает ответ, большая часть которого удовлетворяет требованиям к ответу
на отметку «4», но обнаруживаются отдельные пробелы, не
препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
- умеет применять полученные знания при решении простых задач с
использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач,
требующих преобразование формул.
4.12.2.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
- не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с
требованиями программы.
4.12.3. Нормы отметок за умение решать расчетные задачи
4.12.3.1. Отметка «5» ставится, если:
- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена
рациональным способом.
4.12.3.2. Отметка «4» ставится, если:
- в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но
задача решена нерациональным способом или допущено не более двух
несущественных ошибок.
4.12.3.3. Отметка «3» ставится, если:
- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена
существенная ошибка в математических расчетах.
4.12.3.4. Отметка «2» ставится, если:
- имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
4.13. Особенности оценивания по технологии
4.13.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
- полностью усвоил учебный материал;
- умеет изложить его своими словами;
- самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
4.13.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:
- усвоил учебный материал;
- допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
- подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
4.13.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
- не усвоил существенную часть учебного материала;
- допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
- затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
- слабо отвечает на дополнительные вопросы.
4.13.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
- не усвоил учебный материал;
- не может изложить его своими словами;
- не может подтвердить ответ конкретными примерами;
- не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
4.14. Особенности оценивания по физической культуре
4.14.1. Отметка «5» ставится, если:
- упражнение выполнено в соответствии с заданием, правильно, без
напряжения, уверенно;
- в играх учащийся показал знание правил игры, умение пользоваться
изученными упражнениями для быстрейшего достижения
индивидуальных и коллективных целей в игре.
4.14.2. Отметка «4» ставится, если:
- упражнение выполнено в соответствии с заданием, правильно, но
недостаточно уверенно;
- в играх учащийся показал знание правил игры, но недостаточно уверенно
умеет пользоваться изученными движениями для быстрейшего
достижения результатов в игре.
4.14.3. Отметка «3» ставится, если:
- упражнение выполнено правильно, но недостаточно точно, с большим
напряжением, допущены незначительные ошибки;
- в играх учащийся показал знание лишь основных правил, но не всегда
умеет пользоваться изученными движениями.
4.14.4. Отметка «2» ставится, если:
- упражнение выполнено неправильно, с грубыми ошибками;
- в играх учащийся показал слабое знание правил, неумение пользоваться
изученными упражнениями.
4.14.5. Оценивание обучающихся, освобожденных от уроков физической
культуры или отнесенных к специальной медицинской группе,
производится с учетом письма Минобразования от 31.10.2003 г. № 13-51-
263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по
состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий
физической культурой». В работе с данной категорией обучающихся
соблюдается дифференцированный и индивидуальный подход к
организации занятий.