Положение о рабочих программах учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в соответствии с требованиями ФГОС и ФОП начального общего, основного общего и среднего общего образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Базковская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено

на педагогическом совете

МБОУ «Базковская СОШ»

протокол №20 от 18.08. 2023г

Утверждено

Директор МБОУ «Базковская СОШ»

_____________________

/ С.И. Романова/

Приказ №235 от 21.08.2023г.

Положение о рабочих программах учебных предметов, учебных курсов

(в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в соответствии

с требованиями ФГОС и ФОП начального общего, основного общего и

среднего общего образования

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о рабочих программах, разрабатываемых в

соответствии с требованиями Федеральных государственных

образовательных стандартов и Федеральных образовательных программ

начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее

– Положение), регулирует оформление, структуру, порядок разработки,

утверждения и хранения рабочих программ учебных предметов, учебных

курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в

муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Базковская

средняя общеобразовательная школа» (далее – школа).

1.2. Положение разработано на основании следующих нормативных актов:

 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации»;

 приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об

утверждении Порядка организации и осуществления образовательной

деятельности по основным общеобразовательным программам

– образовательным программам начального общего, основного общего и

среднего общего образования»;

Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №

372 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального

общего образования" (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229); (Приказа

Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 "Об

утверждении федеральной образовательной программы основного общего

образования" (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74223);

(Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023

№ 371 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего

общего образования" (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74228))

 приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об

утверждении федерального государственного образовательного стандарта

основного общего образования» (далее – ФГОС ООО третьего поколения);

 приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении

федерального государственного образовательного стандарта основного

общего образования» (далее – ФГОС ООО второго поколения);

 приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении

федерального государственного образовательного стандарта среднего общего

образования» (далее – ФГОС СОО);

 устава МБОУ «Базковская СОШ»;

1.3. В Положении использованы следующие основные понятия и термины:

 уровень образования (НОО, ООО, СОО) – завершенный цикл

образования, характеризующийся определенной единой совокупностью

требований;

 федеральная основная общеобразовательная программа – учебно-

методическая документация (федеральный учебный план, федеральный

календарный учебный график, федеральные рабочие программы учебных

предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, федеральная

рабочая программа воспитания, федеральный календарный план

воспитательной работы), определяющая единые для Российской Федерации

базовые объем и содержание образования определенного уровня и (или)

определенной направленности, планируемые результаты освоения

образовательной программы;

 образовательная программа – комплекс основных характеристик

образования (объем, содержание, планируемые результаты) и

организационно-педагогических условий, который представлен в виде

учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных

предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и

методических материалов, а также в виде рабочей программы воспитания,

календарного плана воспитательной работы, форм аттестации;

 рабочая программа – методический документ,

определяющий организацию образовательного процесса, конкретизирующий

содержание обучения и обеспечивающий достижение планируемых

результатов освоения ООП соответствующего уровня образования;

 учебный предмет – единица (компонент) содержания образования,

отражающий предмет соответствующей науки, а также дидактические

особенности изучаемого материала и возможности его усвоения

обучающимися разного возраста и уровня подготовки;

 учебный курс – целостная, логически завершенная часть содержания

образования, расширяющая освоение относительно самостоятельного

тематического блока учебного предмета и углубляющая материал

предметных областей и (или) в пределах которой осуществляется освоение

относительно самостоятельного тематического блока учебного предмета;

 учебный модуль – часть содержания образования, в пределах которой

осуществляется освоение относительно самостоятельного тематического

блока учебного предмета или учебного курса либо нескольких

взаимосвязанных разделов;

 оценочные средства – методы оценки и соответствующие им

контрольно-измерительные материалы.

1.4. Рабочая программа предназначена для реализации требований к

минимуму содержания и уровню подготовки обучающегося, определенными

ФГОС и ФОП соответствующего уровня образования по конкретному

учебному предмету (курсу) учебного плана образовательной организации.

Разработка рабочей программы относится к компетенции образовательной

организации и осуществляется педагогическим работником или группой

педагогических работников для определенных классов (групп) и учитывает

возможности методического, информационного и технического обеспечения

образовательной деятельности, уровень подготовки обучающихся, отражает

специфику обучения в данном классе (классах, группах) школы.

1.5. Рабочая программа выполняет следующие функции:

 обеспечение реализации в полном объеме образовательной программы

в соответствии с календарным учебным графиком;

 обеспечение преемственности содержания между годами обучения и

уровнями образования;

 создание условий для реализации системно-деятельностного подхода к

обучению;

 обеспечение достижений планируемых результатов каждым

обучающимся;

 определение содержания, объема и порядка изучения учебного

предмета (курса, модуля) с учетом целей, задач и особенностей

образовательной деятельности школы и контингента обучающихся;

 приобщение обучающихся к российским традиционным духовным

ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы,

правилам и нормам поведения в российском обществе.

1.6. Федеральные рабочие программы служат методической основой для

разработки рабочих программ по учебным предметам обязательной части

ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО.

1.9. Обязанности педагогического работника в части разработки, коррекции

рабочих программ и мера ответственности за выполнение рабочей

программы в полном объеме определяются должностной инструкцией

педагогического работника.

1.10. Данное Положение вступает в силу с момента его утверждения и

действует бессрочно, до замены его новым положением.

2. Структура рабочей программы

2.1. Обязательные компоненты рабочих программ учебных предметов,

учебных курсов (в том числе и внеурочной деятельности), учебных модулей

ООП НОО и ООО, разработанных по ФГОС третьего поколения.

2.2.1. Рабочие программы разрабатываются в соответствие с шаблонами

конструктора рабочих программ. Рабочие программы ООП НОО и ООО,

разработанные по ФГОС третьего поколения, должны содержать следующие

обязательные компоненты:

 пояснительную записку;

 содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе

внеурочной деятельности), учебного модуля;

 планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса

(в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;

 тематическое планирование с указанием количества академических

часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, учебного

курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля, и

возможность использования по этой теме электронных (цифровых)

образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами

(мультимедийные программы, электронные учебники и задачники,

электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы,

коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для

обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в

электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности

ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании;

 календарно-тематическое планирование;

 оценочные материалы.

2.2.2. В качестве электронных образовательных ресурсов допускается

использование материалов, включенных в Федеральный перечень

электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при

реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных

программ начального общего, основного общего, среднего общего

образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 02.08.2022

№ 653.

2.2.3. Рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности ООП

НОО и ООО, разработанных по ФГОС третьего поколения, кроме

перечисленного в пункте 2.2.1 настоящего Положения, должны содержать

указание на форму проведения занятий в разделе «Содержание учебного

курса».

2.2.4. Рабочие программы по ФГОС третьего поколения формируются с

учетом рабочей программы воспитания. Отобразить учет рабочей программы

воспитания необходимо одним или несколькими способами из

предложенных ниже (по выбору педагога):

 указать формы учета рабочей программы воспитания в пояснительной

записке к рабочей программе ;

 в разделе «Планируемые образовательные результаты».

2.3. Обязательные компоненты рабочих программ учебных предметов,

курсов, в том числе внеурочной деятельности, ООП НОО, ООО и СОО,

разработанных по ФГОС второго поколения.

2.3.1. Рабочие программы учебных предметов, курсов АООП ООО у/о,

разработанных по ФГОС второго поколения и в соответствие с ФАООП у/о,

должны содержать следующие обязательные компоненты:

 планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

 содержание учебного предмета, курса;

 тематическое планирование, с указанием количества часов, отводимых

на освоение каждой темы;

 календарно-тематическое планирование;

Образец заполнения раздела «Календарно- тематическое планирование» для

обучающихся с умственной отсталостью ( на дому)

№ Тема Кол-

во

часов

Дата Коррекционная

деятельностьХочу такой сайт

Возможно при необходимости добавления раздела «Словарная работа»

2.5. Раздел «Планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного

курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля» по ФГОС

третьего поколения и раздел «Планируемые результаты освоения учебного

предмета, курса» по ФГОС второго поколения конкретизируют

соответствующий раздел ООП (по уровням общего образования) исходя из

требований ФГОС общего образования. Все планируемые результаты

освоения учебного предмета, курса, модуля подлежат оценке их достижения

обучающимися.

В разделе кратко фиксируются:

 требования к личностным, метапредметным и предметным

результатам;

 виды деятельности обучающихся, направленные на достижение

результата;

2.6. Раздел «Содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе

внеурочной деятельности), учебного модуля» по ФГОС третьего поколения и

раздел «Содержание учебного предмета, курса» по ФГОС второго поколения

включают:

 краткую характеристику содержания предмета, курса или модуля по

каждому тематическому разделу с учетом требований ФГОС общего

образования;

 межпредметные связи учебного предмета, курса, модуля;

 ключевые темы в их взаимосвязи;

 преемственность по годам изучения (если актуально);

 практические или лабораторные работы.

2.7. Раздел «Тематическое планирование» рабочих программ оформляется в

виде таблицы, состоящей из граф:

 наименование разделов и тем, планируемых для освоения

обучающимися;

 количество академических часов, отводимых на освоение каждого

раздела и темы.

2.7.1. Раздел «Тематическое планирование» рабочих программ ООП НОО и

ООО, разработанных по ФГОС третьего поколения, кроме перечисленного в

пункте 2.7 настоящего Положения, должен содержать информацию об

электронных учебно-методических материалах, которые можно использовать

при изучении каждой темы. В качестве электронных (цифровых)

образовательных ресурсов допускается использование мультимедийных

программ, электронных учебников и задачников, электронных библиотек,

виртуальных лабораторий, игровых программ, коллекций цифровых

образовательных ресурсов.

Информация об электронных учебно- методических материалах может быть

отражена в разделе «Календарно- тематическое планирование»(в

соответствие с шаблоном Конструктора рабочих программ).

2.7.2. Тематическое планирование рабочей программы является основой для

создания календарно-тематического планирования учебного предмета, курса,

модуля на учебный год.

2.8. Раздел «Календарно-тематическое планирование» по ФГОС 3 поколения

оформляется в виде таблицы, состоящей из колонок:

 номер урока по порядку;

 тема урока;

 количество часов;

 количество контрольных и практических работ при необходимости;

 дата проведения урока по плану;

 при обучении в классе ребенка предусматривается графа

«Коррекционная деятельность» (в соответствие с заключением ПМПк).

Образец заполнения раздела «Календарно- тематическое планирование»

для обучающихся с ОВЗ(ЗПР) (инклюзивно в классе/ на дому)

Календарно-тематическое планирование

№ Тема урока Количество часов Коррекционная

деятельность Всего Контр

ольны

е

работ

ы

Пр

ак

тич

ес

кие

раб

от

ы

Да

та

При необходимости возможно добавление раздела «Словарная работа».

2.9. Рабочая программа учебного предмета (курса, модуля) может также

включать оценочные материалы для проведения промежуточной и итоговой

аттестации: примерные тексты контрольных работ,

примерные задания, утвержденные ШМО.

3. Порядок разработки и утверждения рабочей программы

3.1. Рабочая программа разрабатывается как часть ООП (по уровням общего

образования) педагогическим работником или группой педагогических

работников в соответствии с преподаваемым учебным предметом.

3.2. Рабочая программа может быть единой для всех учителей данного

учебного предмета, работающих в школе, или индивидуальной.

3.3. Рабочая программа составляется на соответствующий уровень

образования (НОО, ООО, СОО) с последующей корректировкой или на один

учебный год.

3.4. Рабочая программа разрабатывается на основе:

 федерального государственного образовательного стандарта

соответствующего уровня образования;

 федеральной основной образовательной программы соответствующего

уровня образования в части конкретного учебного предмета/учебного курса

(в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля;

 федеральной рабочей программы учебного предмета (курса, модуля).

3.5. Педагогический работник разрабатывает рабочую программу в

соответствии с федеральной рабочей программой учебного предмета

федеральной образовательной программы уровня образования. Содержание и

планируемые результаты разработанной педагогическим работником рабочей

программы должны быть не ниже соответствующих содержания и

планируемых результатов федеральной рабочей программы учебного

предмета (курса, модуля).

3.6. Педагогический работник не вправе для федеральных рабочих программ,

подлежащих непосредственному применению и перечисленных в подпунктах

1.6 и 1.7 Положения:

 изменять определенные федеральной рабочей программой

последовательность изучения учебного материала и количество часов на

изучение учебного предмета;

 корректировать объем учебного времени, отводимого на изучение

отдельных разделов и тем федеральной рабочей программы.

3.7. Педагогический работник вправе:

 расширять содержание учебного предмета для углубленного изучения;

 конкретизировать требования к планируемым результатам освоения

рабочей программы;

 выбирать для реализации рабочей программы учебник, входящий в

Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом

Минпросвещения от 21.09.2022 № 858;

 при отсутствии в перечне учебников использовать учебные пособия,

которые выпускают организации из перечня, утвержденного приказом

Минобрнауки от 09.06.2016 № 699;

 выбирать исходя из целей и задач рабочей программы методики и

технологии обучения и воспитания;

 подбирать и (или) разрабатывать оценочные средства.

3.8. Педагогический работник вправе представить рабочую программу на

заседании методического объединения, соответствующим протоколом

которого фиксируется факт одобрения или неодобрения рабочей программы.

Обязательному представлению на заседании методического объединения

подлежат рабочие программы, разработанные составителем на основе

учебно-методической литературы (рабочие программы элективов, курсов

внеурочной деятельности) и имеющие более 50 процентов авторских

подходов к организации содержания учебного материала.

3.9. Рабочая программа утверждается в составе ООП (по уровням общего

образования) приказом руководителя школы.

4. Оформление и хранение рабочей программы

4.1. Рабочая программа оформляется в электронном варианте.

4.2. Электронная версия рабочей программы форматируется в редакторе

Word шрифтом Times New Roman, кегль 12–14, межстрочный интервал

одинарный, выровненный по ширине, поля со всех сторон 1–3 см.

Центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств

Word. Листы формата А4. Таблицы встраиваются непосредственно в текст,

если иное не предусматривается автором рабочей программы.

Рабочая программа должна иметь титульный лист с названием учебного

предмета, курса или модуля, по которому ее разработали, и сроком освоения

программы.

4.4. Электронный вариант рабочей программы хранится в папке «Завуч» на

локальном диске «Школа».

5. Порядок внесения изменений в рабочую программу

5.1. В случае необходимости корректировки рабочих программ директор

школы издает приказ о внесении изменений в ООП соответствующего

уровня общего образования в части корректировки содержания рабочих

программ.

5.2. Корректировка рабочих программ проводится в сроки и в порядке,

установленные в приказе директора школы о внесении изменений в ООП

соответствующего уровня общего образования.

6. Реализация рабочей программы

6.1. Реализация рабочей программы является предметом контроля

внутренней системы оценки качества.

6.2. Педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на

высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме

реализацию преподаваемого учебного предмета в соответствии с

утвержденной рабочей программой.

6.3. Школа, наряду с педагогическими работниками, несет ответственность за

реализацию рабочих программ в полном объеме в соответствии с ООП

уровня образования.

6.4. Для обеспечения реализации рабочих программ допускается применение:

 дистанционных образовательных технологий;

 модульных форм организации образовательной деятельности;

 сетевых форм организации образовательной деятельности;

 электронного обучения;

 различных форм внеурочной деятельности.

6.5. При реализации рабочих программ не допускается:

 сокращение запланированной практической части (контрольные,

практические, лабораторные работы и др.);

 сокращение объема времени на изучение учебного предмета (курса,

модуля).

6.6. Запрещается при реализации рабочих программ использование методов и

средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих

вред физическому или психическому здоровью обучающихся.

7. Контроль реализации рабочих программ

7.1. Контроль реализации рабочих программ производится по окончании

каждого учебного периода.

7.2. Этапы контроля:

 по окончании учебного периода (четверть, год) заместитель директора

по УВР анализирует отчет по выполнению рабочих программ; итоги анализа

оформляет справкой;

 результаты контроля по итогам четверти рассматриваются на педсовете

по итогам каждого учебного периода;

 результаты анализа по итогам учебного года рассматриваются на

педагогическом совете текущего учебного года не позднее 1 июня текущего

учебного года.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».