ПОЛОЖЕНИЕ о системе оценивания для обучающихся по специальной индивидуальной программе развития (СИПР)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Базковская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено
на педагогическом совете
МБОУ «Базковская СОШ»
протокол №10 от 17.02. 2025г

Утверждено
Директор МБОУ «Базковская СОШ»

___________________
/ С.И. Романова
Приказ № 59 от 28.02.2025.

ПОЛОЖЕНИЕ
о системе оценивания для обучающихся по специальной
индивидуальной программе развития (СИПР)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о системе оценивания для обучающихся по

специальной индивидуальной программе развития (СИПР) (далее Положение) разработано в целях:
- регламентирования порядка оценивания знаний и достижений
обучающихся в освоении адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся в ходе текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации;
- установления единых требований к оценке планируемых результатов
обучающихся по различным учебным предметам (учебным курсам), в ходе
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации;
- организации наблюдения за продвижением обучающихся в своем
развитии.
1.2. Положение разработано в соответствии с нормативными правовыми
актами и документами федерального уровня:
- Федеральным законом от 8.08.2024 г.№ 315-ФЗ « О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральной адаптированной образовательной программой начального
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, утв. приказом Минпросвещения РФ от 24.11.2022 № 1023 (с
изменениями) ;
- Федеральной адаптированной образовательной программой основного
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, утв. приказом Минпросвещения РФ от 24.11.2022 № 1025(с
изменениями);
- Федеральной адаптированной образовательной программой обучающихся

с интеллектуальными нарушениями, утв. приказом Минпросвещения РФ от
24.11.2022 № 1026 (с изменениями);
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования, утв. приказом Минпросвещения РФ от 05.12.2022 г. № 1063.
- постановлением главного государственного санитарного врача России от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"»;
- - постановлением главного государственного санитарного врача России от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"».
2. Система оценки достижения планируемых результатов освоения
СИПР
2.1. Система оценки достижений предназначена для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями (тяжелыми множественными
нарушениями) (ТМНР)
2.2. Оценивание обучающегося по СИПР не предполагает традиционной
пятибалльной системы оценивания. По итогу изучения учебного предмета в
свидетельство об обучении выставляется «зачтено»/ «не зачтено» (п.4.2.).
Для учебных предметов, коррекционных курсов применяется безотметочное
оценивание (без балльного оценивания, но с ведением мониторинга).
2.3. Система оценки результатов включает целостную характеристику
освоения обучающимися СИПР, отражающую следующие компоненты
образования:
что обучающийся должен знать и уметь на данном этапе образования;
что из полученных знаний и умений он может и должен применять на
практике;
насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
2.4. При оценке результативности достижений необходимо учитывать
уровень выполнения и степень самостоятельности:
«выполняет действие самостоятельно»,
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
«выполняет действие по образцу»,
«выполняет действие с частичной физической помощью»,
«выполняет действие со значительной физической помощью»,
«действие не выполняет»;

«узнает объект»,
«не всегда (нестабильно) узнает объект»,
«не узнает объект».
2.5. Оценка результатов образования представляется в виде
характеристики по каждому учебному предмету/ курсу внеурочной
деятельности/ коррекционному курсу, включенному в СИПР обучающегося,
а анализ результатов позволяет оценить динамику развития его жизненной
компетенции.
2.6. Для оценки результатов развития жизненной компетенции
обучающегося используется метод экспертной группы (на
междисциплинарной основе). Экспертная группа объединяет представителей
всех участников образовательного процесса, включая членов его семьи.
2.7. Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое
оценивание результатов освоения специальной индивидуальной программы
развития (СИПР) в форме мониторинга комплексного оценивания.
2.8. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку
результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций в форме
мониторинга комплексного оценивания по итогам учебного года. Основой
служит анализ результатов обучения ребѐнка, динамика развития его
личности.
2.9. Предметом итоговой аттестации освоения обучающимися
адаптированной основной общеобразовательной программы является
достижение результатов освоения СИПР последнего года обучения и
развития жизненных компетенций обучающихся. Итоговая аттестация в
форме мониторинга осуществляется в течение последних двух недель
учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися
специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить
результаты обучения.
2.10. При оценке результативности обучения учитываются затруднения
обучающихся в освоении отдельных предметов (курсов), которые не должны
рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в
целом.
Личностные результаты включают индивидуально - личностные качества,
жизненные компетенции и ценностные установки обучающихся.
2.11. Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания
и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность к
их применению.
2.12. При оценке выполнения задания в соответствии с заданными
критериями используются следующие обозначения и качественные
показатели:
-

Качественное
обозначение

Критерий
Умения
1.1 Выполняет задание самостоятельно
(с)
2.2 Выполняет задание самостоятельно, но
(смо)
допускает ошибки
3.3 Выполняет задание по образцу (подражанию) по
4.4 Выполняет задание по последовательной
пи
инструкции
5.5 Выполняет задание с частичной физической
(чп)
помощью
6.6 Выполняет задание со значительной
(зп)
физической помощью помощи
77. Не выполняет действие
(нв)
Представления
88. Узнает объект
(у)
99. Не всегда узнает предмет
(неу)
110. Не узнает объект
(ну)
Отношение к деятельности
111. Положительная реакция
(+)
112. Нейтральная реакция
(±)
113. Негативная реакция
(-)
В случае затруднений в оценке видимых изменений, обусловленных
тяжестью имеющихся у ребѐнка нарушений, оценивается его эмоциональное
состояние, другие возможные личностные результаты.
3. Перечень возможных личностных результатов

В соответствии с требованиями ФГОС к ФАООП УО (вариант 2)
результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом
особенностей его психофизического развития и особых образовательных
потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения
образовательных программ представляют собой описание возможных
результатов образования данной категории обучающихся.
Личностные результаты:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определенному полу, осознание себя как "Я";
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной
деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир
в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;

6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери),
пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
4. Оценка достижения результатов
4.1. Оценка достижения предметных результатов базируется на:

принципах индивидуального подхода;
принципе дифференцированного подхода.
При оценке результативности обучения должны учитываться особенности
психического, неврологического и соматического состояния каждого
обучающегося. Выявление результативности обучения должно происходить
вариативно с учетом психофизического развития обучающегося в процессе
выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических
работ.
4.2. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающемуся
должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные
словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию,
совместно распределенным действиям. При оценке результативности
достижений необходимо учитывать степень самостоятельности
обучающегося.
4.3. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных
показателях, основанных на качественных критериях по итогам
выполняемых практических действий: "выполняет действие самостоятельно",
"выполняет действие по инструкции" (вербальной или невербальной),
"выполняет действие по образцу", "выполняет действие с частичной
физической помощью", "выполняет действие со значительной физической
помощью", "действие не выполняет"; "узнает объект", "не всегда узнает
объект", "не узнает объект".
-


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».